Elden Ring: Nightreign – это, по сути, первый серьезный эксперимент FromSoftware после бешеного успеха Elden Ring (и, как мы знаем, не последний). На этот раз ребята дают понять, что не собираются до бесконечности клепать одно и то же в стиле Soulslike. Nightreign – это самостоятельная игра, совсем другая структура, новый уровень и, главное, попытка вылезти из привычных рамок жанра.
Прогресс через знания, а не скилл и снаряжение
Nightreign, хоть и в той же вселенной, что и Elden Ring, работает совсем иначе. Забудьте про открытый мир и прокачку персонажа на годы. Здесь все как в старых добрых рогаликах, где скилл растет не от крутых шмоток (или почти не от них, только в рамках забега), а от того, как вы шарите в игре.
Это не про то, чтобы циферки росли или бонусы сами собой капали после смерти. Nightreign возвращает нас к временам, когда единственный прогресс – это когда ты становишься умнее, чем был час назад. Каждый заход, даже провальный, – это новые знания: кого из боссов бить, а кого лучше обойти, как лучше проложить маршрут, какое оружие и заклинания зайдут в конкретной ситуации, когда стоит рискнуть, а когда лучше отсидеться в обороне.
Тут рулят не шмотки, а знания. Система реликвий, как единственный способ хоть как-то усилить персонажа между забегами, дает новые возможности, но не делает вас неуязвимым. Реликвии – это просто инструменты: они помогут, но сами по себе не выиграют игру. Если не шаришь в механике, не знаешь боссов и карту, даже самые крутые реликвии не спасут.
Игра не всему обучает и скрывает кучу правил и бонусов, которые нужно самому выкапывать – иногда методом тыка, иногда внимательно наблюдая. Например, некоторые пушки дают пассивные бонусы к характеристикам, даже если просто лежат в инвентаре. Но в самой игре об этом ни слова. Или случайные события в мире – без четких описаний, разбирайся сам, что к чему. Даже места для улучшения оружия могут быть спрятаны. Зато каждое открытие, даже самое мелкое, дает кайф от прогресса.
В итоге, Nightreign ставит на игрока. На его способность учиться, анализировать и принимать правильные решения с каждой попыткой. В наше время такое редко встретишь, даже в рогаликах, которые изначально про это и были: игрок, а не персонаж, должен становиться круче. Nightreign требует больше ума, чем рефлексов. Тут дело не в ловкости рук, а в понимании. Чем больше знаешь, тем лучше играешь. Смерть – это не потеря прогресса, потому что прогресс – это понимание игры. Хоть мир, боссы и система реликвий дают возможность экспериментировать, победа начинается до боя, а не во время него.
Многим это покажется глотком свежего воздуха, но при этом предельно честным. Nightreign не дает поблажек. Но если вы любите копаться в деталях, тестировать и искать новые пути, эта игра затянет вас по самое не хочу. А если вам больше по душе расслабленный геймплей, без ограничений по времени и гаданий, какой бонус даст больше профита против босса, то Nightreign, скорее всего, не для вас.
Повторное прохождение: стоит ли оно того?
Сначала может показаться, что Nightreign не особо затягивает надолго. Бегаем по одним и тем же местам, вроде бы все знакомо, мир не меняется кардинально. Это не рогалик с рандомными уровнями, это точно. Но, как ни странно, обманчивое впечатление. Игра ловко меняется с каждой новой попыткой. Стартовые точки другие, боссы тоже, плюс случайные предметы, события и испытания.
Эти события открывают на карте новые области после успешных экспедиций – большие, опасные, с головоломками и хорошими наградами. Каждая такая зона меняет карту и подход к игре. Иногда можно получить мощный апгрейд, иногда – бафф, который воскресит команду. В итоге знакомая карта каждый раз ощущается по-новому. И это не просто для красоты, эти области реально влияют на игру.
Реиграбельность здесь не в случайных изменениях карты, а в том, что ты учишься на своих ошибках. С каждой пробежкой ты становишься лучше. После провала не злишься (ну, почти), а хочешь попробовать еще раз. Потому что знаешь, что можно было сделать иначе: пойти другим путем, выбрать другого босса, лучше подготовиться. Этот цикл обучения затягивает.
Еще стоит сказать, что боссы в Nightreign – это не просто чекпоинты, к ним нужно готовиться по-разному. Нужны разные билды, заклинания, иногда определенный элемент. Самые сложные – Повелители Ночи, долгие и жестокие бои, где каждая ошибка стоит дорого. Когда бой длится 15 минут и одна ошибка все портит, понимаешь, как важна подготовка.
Производительность на PlayStation 5
Я обычно играю на ПК, но тут выбрала PlayStation 5 для игры с друзьями. Графика чуть лучше, чем в "базовой" Elden Ring, но даже в режиме производительности 60 кадров в секунду не держит. Текстуры иногда подгружаются на ходу. Самые важные битвы с боссами идут нормально, но в остальном игра может подтормаживать.
В игре есть русские субтитры, и ошибок я не заметила.
Классы и игровой стиль
В Nightreign вас ждет целых восемь уникальных классов, и это не просто смена скинов, как может показаться на первый взгляд. Каждый класс предлагает совершенно особенный геймплей, влияющий на темп сражений и степень риска.
Есть ребята, заточенные на атаку, вроде Executor и Revenant, которые могут выдать просто безумный урон, но требуют от вас идеального тайминга и умения уклоняться. Или, например, Отшельник, который полагается на сложные комбо из магии, но вообще не держат удар. А на другом конце спектра – защитные чемпионы, такие как Guardian, которые умеют контратаковать, держать позицию и смягчать урон. В общем, каждый найдет себе что-то по вкусу: от юрких разбойников до тяжело бронированных танков.
Но самое крутое в Nightreign – это разнообразие тактических подходов. Классы отличаются не просто оружием, а целым образом мышления. IronEye, например, заточен на стрельбу издалека, контроль территории и грамотное распределение энергии. Герцогиня делает ставку на мобильность и наложение статусов, а Рейдер прет напролом, рискуя всем, чтобы захватить инициативу в ближнем бою. Даже на первый взгляд универсальный Wylder имеет свои приколы, меняющие механику передвижения и планирования атак.
И самое важное: вы не привязаны к одной роли. Любой персонаж может использовать одно и то же снаряжение, реликвии и заклинания, что открывает огромный простор для экспериментов. Можно создать мага, а можно закосить под чистокровного бойца ближнего боя – все зависит от того, что вы нашли, с кем сражаетесь и как хотите подойти к конкретному боссу. Хотя, конечно, у каждого класса есть свои предпочтения. Игра поощряет эксперименты, но и ценит последовательность.
И, кстати, баланс классов очень даже на уровне. Сложные в освоении ребята, типа Recluse и Executor, требуют тренировки, но в руках опытного игрока становятся настоящей машиной смерти. А более простые, такие как Guardian и Wylder, дают отличную базу для освоения игры. Тут нет "слабых" классов – есть просто разные пути к победе. В итоге, выбор класса – это не просто вопрос внешности, а выбор стиля игры. И в сочетании с гибкой системой снаряжения и реликвий, это разнообразие – одна из главных фишек Nightreign.
Битвы с боссами
Безусловно, одна из самых крутых фишек Nightreign – это схватки с боссами, этими самыми Повелителями Ночи. Сразу вспоминаются топовые зарубы из игр FromSoftware, настолько круто они сделаны – и визуал, и механика на высоте. Каждый босс – это что-то уникальное, со своей атмосферой, движениями и стилем боя.
Но вся соль не только в том, насколько эффектны эти битвы. К каждому Повелителю Ночи нужен свой подход, не получится пройти всю игру с одной и той же сборкой и тактикой. То нужно переключаться на определенный тип урона, то вкачивать элементальное сопротивление, а иногда просто готовиться к долгой битве. И вот этот этап подготовки – выбор заклинаний, реликвий, экипировки и даже маршрута исследования – важен не меньше, чем сама драка.
Но есть у этих боев один косяк, и о нем нужно сказать прямо – у некоторых Повелителей Ночи просто нереально много здоровья. В какой-то момент боссы превращаются в настоящие "губки для урона", и не потому, что они так уж сложны тактически, а просто потому, что бои чересчур затягиваются. После 15+ минут мутузни, даже при хорошей стратегии, легко допустить одну ошибку, которая перечеркнет все твои старания. И это не то разочарование, когда проигрываешь в сложной игре, а скорее раздражение от слишком затянутой битвы, которая испытывает твое терпение, а не мастерство.
Но, с другой стороны, в этом есть и своя прелесть. Именно из-за длительности боя игра начинает больше вознаграждать за подготовку. Поиск идеального заклинания, чтобы пробить слабость босса, выбор реликвии, которая повышает сопротивление его статусам, или даже грамотное использование флаконов – все это приобретает огромное значение. Чувствуется, что любая мелочь может склонить чашу весов в твою пользу. Не удивлюсь, если после релиза здоровье боссов немного подкорректируют – это одно из тех изменений, которое может улучшить темп игры, не делая ее проще.
Это не продолжение
В отличие от DLC Shadow of the Erdtree для Elden Ring, Nightreign переносит нас в параллельную вселенную. Это абсолютно новая история, происходящая в знакомом мире, но без прямых связей с оригинальным сюжетом. Тут нет старых знакомых, никаких намеков на события из Elden Ring, и сюжет не продолжает известные линии – и это было задумано изначально.
Nightreign также меняет подход к повествованию, характерный для игр FromSoftware. Забудьте про описания предметов, которые нужно складывать в головоломку, и про глобальный конфликт, который нужно разгадывать по намекам. Сюжет тут проще и понятнее – он крутится вокруг надвигающейся тьмы и роли Повелителей Ночи, и не претендует на эпичность Междуземья.
Вместо этого, акцент сделан на классах персонажей, у каждого из которых своя история и небольшие квесты. У каждого класса есть краткое описание, которое можно расширить, взаимодействуя с миром, участвуя в уникальных событиях или общаясь с NPC. Это локальные, личные истории, происходящие "здесь и сейчас", а не масштабная сага, но они отлично мотивируют. За их выполнение можно получить не только дополнительные кусочки истории, но и новые облики для персонажа.
Игра соло
Nightreign создавалась как кооперативная игра для трех человек, но разработчики добавили и одиночный режим. И это полноценный синглплеер, а не игра с ботами. Играть вдвоем нельзя – либо полная команда, либо соло-экспедиция. И тут важно понимать: играть в одиночку можно, но это гораздо сложнее и интереснее.
К счастью, в игре есть возможность настроить сложность. У врагов меньше здоровья, радиус их агрессии меньше, и они менее агрессивны. В группе враги более активны, быстрее меняют позиции и цели. Когда мы одни, бои становятся более предсказуемыми. Это уменьшает хаос, но не делает игру легкой.
Самое главное отличие игры в одиночку – никто тебя не воскресит после смерти от босса. Одна ошибка? Пара ударов от сильного босса? Конец игры. В режиме для трех игроков всегда можно рассчитывать на помощь союзников, а в одиночку помощи ждать неоткуда. Поэтому бои с боссами требуют максимальной концентрации и идеальной игры – права на ошибку почти нет. Нельзя торопиться, нельзя попасть под случайную атаку, нет времени на раздумья. Соло – это либо чистая игра без ошибок, либо быстрая смерть.
Можно ли играть с рандомами?
Простая система отметок на карте помогает координировать действия, а сама игра "заставляет" находиться в одном месте во время ночных этапов и боев с боссами. Играть с друзьями и общаться голосом, конечно, удобнее, но игра со случайными людьми вполне возможна.
Кому подойдет (или не подойдет) Nightreign?
Важно сразу сказать: Nightreign – это хардкорный проект, не для всех поклонников Elden Ring или других Soulslike игр. Забудьте о казуальной игре "после работы" или расслабленном исследовании мира. Эта игра – вызов для тех, кто ищет глубокую системность и полный контроль над каждым своим шагом.
В Nightreign постоянно ощущается давление – и в прямом, и в переносном смысле. С одной стороны, таймер отсчитывает время до следующей фазы экспедиции. С другой стороны, игра требует досконального изучения механик, понимания систем и тщательного планирования. Никакой случайности! Маршрут, босс, реликвии, экипировка – все нужно просчитывать заранее. Выживание здесь – не удача, а результат решений, принятых задолго до критической ситуации.
Эта игра для опытных геймеров. Для тех, кто обожает руны испытаний, кто умудряется проходить Souls на первом уровне, кто досконально изучает пассивные способности и оптимизирует свои билды заранее. Nightreign вознаграждает преданность, но и требует её. Без этого игра быстро превратится в хаотичное и утомительное испытание.
Nightreign проверяет ваше терпение и системное мышление. Рефлексы здесь не главное – важнее уметь вовремя отступить, знать, что игнорировать, использовать слабости врагов и грамотно управлять ресурсами. Игра беспощадна, особенно в одиночку, и можно легко перегореть, если не войти в ритм. Но если вы ищете игру, которая не ведет вас за ручку, а проверяет ваши знания, выносливость и умение адаптироваться, Nightreign может затянуть на десятки часов. Главное – понимать, на что вы подписываетесь.
Какое будущее у игры
Официально FromSoftware пока молчит о будущем Nightreign. Но я уверена, что игра получит достаточно DLC. Система реликвий, дизайн карты и боссов – все это можно развивать: добавлять новых Лордов, новые зоны и условия рун. Игровая основа настолько хороша, что было бы глупо её не использовать.
Я уверена, что Nightreign – это долгосрочный проект, просто FromSoftware пока не готова об этом говорить. Надеюсь, дополнения не будут слишком дорогими, хотя, возможно, часть из них будет бесплатной. В игре есть система скинов, которую вполне можно монетизировать, чтобы финансировать дальнейшую разработку.
Плюсы
- Продуманная система развития, где важны не только цифры, но и глубокое понимание механик. Игра стимулирует эксперименты и обучение, но при этом хорошо вознаграждает тех, кто освоил все тонкости.
- Высокая степень повторного прохождения, несмотря на то, что карта всегда одна и та же. Это достигается за счет постоянно меняющихся условий, механики "Движущейся Земли" и большого разнообразия возможных путей.
- Восемь классов персонажей, каждый из которых предлагает уникальный стиль игры. Гибкая система кастомизации позволяет каждому классу использовать любое снаряжение и заклинания.
- Игра имеет четкое видение и ориентирована на определенную аудиторию.
Минусы
- Некоторые битвы с боссами сильно затянуты и могут утомить. Интерфейс оставляет желать лучшего, а многие важные системы недостаточно объяснены.
- Одиночная игра может показаться невыносимо сложной. Отсутствие ощутимого прогресса между забегами, связанного с рунами, может разочаровать игроков, стремящихся к постоянному развитию.
- Оптимизация игры на PlayStation 5 оставляет желать лучшего.
Elden Ring: Nightreign – игра не для всех. И это хорошо. FromSoftware не идет на компромиссы, а предлагает совершенно новую структуру, сложную и честную. Nightreign – это сложная, но и вознаграждающая игра, которая не делает никаких уступок.