The Alters – еще одна попытка 11 bit studios создать что-то принципиально новое. Frostpunk 2 меня не зацепил так сильно, как первая часть, но The Alters, похоже, гораздо ближе по духу к This War of Mine, и это для меня огромный плюс.
Представьте свою жизнь как череду выборов, больших и маленьких, которые в конечном итоге определяют вас. Все мы хоть раз задавались вопросом: "А что, если бы...?". Даже Marvel этим баловались. Что, если бы сыворотку Суперсолдата вкололи Пегги Картер? Или что, если бы последняя фаза киновселенной Marvel была бы не такой пресной?
Именно эта идея лежит в основе The Alters. Хотя, если честно, игра затрагивает гораздо больше вопросов, чем просто ответ на подобные гипотетические сценарии. С момента анонса The Alters (одновременно с Kombi Black and White), ни один рекламный ролик толком не объяснил мне, что это вообще за игра. Поэтому, когда 11 bit studios пригласили нас в тест предварительной версии игры, чтобы поиграть в The Alters и пообщаться с разработчиками и наконец-то узнать, что это за зверь такой, мы не смогли отказаться.
Что же такое эти Альтеры?
У 11 bit studios всегда получались необычные игры. Все помнят трогательную "This War of Mine", которую даже советовали читать в школе. "Frostpunk" тоже многим запомнился, хотя первая часть была круче второй. Теперь к этим странным играм присоединяется "The Alters". Я долго не могла понять, что это вообще такое. Вроде и ролики смотрела, и демку в Steam пробовала, но картинка никак не складывалась.
Рассказать об игре без спойлеров почти нереально, но я постараюсь. Ограничусь только завязкой, пролог опишу. Первые акты трогать не буду, пусть сюжет сам раскроется.
В "The Alters" мы играем за Яна Дольского. И еще за Яна Дольского. И еще за одного Яна Дольского. И еще за восемь, о которых я позже расскажу. В начале мы оказываемся на какой-то планете. Команда пропала, и единственный шанс выжить – огромная круглая база, явно спонсируемая Pirelli и готовая к гонкам Формулы-1. Только очень большой Формулы-1. Наш герой – не супермен, не ветеран, не спаситель. Он обычный парень, которого отправили на задание, которое пошло наперекосяк. Они искали рапидиум, ресурс, который должен был изменить будущее человечества. У Яна богатая биография, которую вы быстро узнаете, начав играть.
Ситуация, как в "Марсианине". Ян Дольский пытается выжить и вернуться домой в одиночку. Но вместо картошки с удобрениями, он находит рапидиум и сам себе помогает. Тут-то и начинается самое интересное.
С помощью рапидиума Ян получает доступ к своей истории жизни, записанной в квантовом компьютере. Он видит все важные решения, которые привели его сюда. Но если бы он принял другие решения, результат был бы другим. И вот как он может себе помочь. Мы, как игроки, находим в его прошлом точку, где можно пойти другим путем. Так появляется другой человек, с другими навыками. Это не клон, а альтернативная версия Яна Дольского, который считает себя настоящим и помнит события, которых не было. Это и есть альтер-эго. Я специально не называю их "копиями".
Истории этих альтер-эго – вот что делает игру такой интересной. "The Alters" по духу ближе к "This War of Mine", чем кажется. У нас есть ограниченный набор персонажей, сложные истории, серьезные события в прошлом и самая большая проблема – судьбы этих людей пока нереальны. Одиннадцать Янов Дольских – не друзья-товарищи. Они незнакомцы, у которых есть общие воспоминания, и они верят, что все это было на самом деле. Даже если они только что вышли из машины, которая их создала.
Это не просто выживание одиннадцати клонов Яна
Геймплей в этой игре многогранный. Сначала всё просто: нам нужно выжить и свалить с этой планеты. Для этого нужно как можно дальше увести наш огромный вездеход от палящего солнца. Но на пути будет полно препятствий, например, река лавы, через которую наш "монстр" не проедет. Значит, придется искать способ перебраться на другую сторону, как показано в свежем трейлере с датой выхода.
И ладно бы просто выживать, но корпорации, отправившей нас сюда и являющейся нашей единственной надеждой на спасение, нужен этот рапидиум. Да и у альтеров свои взгляды на наши действия, а мир вокруг становится всё более странным. Рапидиум – не единственная странность на планете, тут и аномалии встречаются, которые могут быть просто опасны, а могут и временем манипулировать.
Чтобы выжить, нужны ресурсы. Мы, управляя Яном Дольским, шаримся по местности и сканируем точки интереса в поисках металлов, органики и рапидиума. Добываем всё сами или поручаем это дело клонам. У каждого из них свои таланты, кто-то лучше подходит для одних задач, кто-то для других, это надо учитывать.
Карты здесь не процедурные, а заранее спланированные, такие лабиринты коридоров, которые направляют игрока. Иногда встречаются препятствия, которые можно преодолеть, только изобретая и создавая новые инструменты – всё по задумке разработчиков. На карте, помимо основных заданий, можно и поисследовать, а в награду, например, отношения с другими Янами улучшить. Или найти разбросанный при посадке багаж, а в нём, например, фильмы для просмотра с командой. Я вот, например, внутриигровой мультик заценила, похожий на "Капитана Бомбу". А ещё можно в пивной понг с друзьями поиграть. 10/10!
Сначала фундамент, затем все остальное
Раз уж заговорили о базе, уделим ей немного внимания. На старте у нас есть несколько "комнат" и возможность для расширения. Со временем пространство можно будет увеличить, а также построить новые помещения: лабораторию, мастерскую, комнату отдыха, спальню для компаньонов. Места там предостаточно. Днем мы будем распределять задания между помощниками, но рабочих рук всегда будет не хватать, поэтому важно грамотно управлять ресурсами.
В "Альтерах" есть одна штука, настолько простая и очевидная, что даже странно, что я об этом пишу, но ее полезность сложно переоценить. Когда один из альтеров заканчивает свою задачу в игровом мире, рядом с его портретом появляется уведомление о завершении и вопрос, стоит ли ему браться за следующее задание, ожидающее выполнения на базе. Простым выбором "да" или "нет" мы остаемся в курсе дел, и нет риска забыть кого-то назначить, пока ждем свободные руки. Поиграв в The Alters, быстро понимаешь, насколько это удобно.
Выживать в игре кажется несложно. Каждый день у нас челлендж по времени: работаем с 7 утра до 8 вечера (за переработку хорошо платят!), а в 9 вечера планета подвергается сильному излучению, которое может навредить. Плюс, в это время Яны медленнее выполняют задачи, потому что устают, так что учитывайте это, не откладывая все на последний момент.
Радиация будет мешать не только снаружи, но и внутри базы, если не сделать фильтры. Во время исследования у персонажа есть шкала энергии, которая тратится на действия типа лазания. Энергию восстанавливаем на базе или на добывающих станциях. Еще нужно кормить команду, но это просто: достаточно иметь что-то съестное на базе, и об этом можно забыть. В целом, выживание довольно простое, основная задача - управление ресурсами.
Стоит ли строить еще одну шахту и опоры, которые ее соединят с базой, или лучше перенести существующую в другое место? Нужен ли еще один склад? Ведь чем тяжелее база, тем больше ресурсов уйдет на ее перемещение, поэтому нужно больше органики в качестве топлива. Постоянно приходится думать, сколько ресурсов тратим и на что, ведь хоть у шахт и бесконечные запасы, время может кончиться. Мне нравится, что игра заставляет думать обо всем этом, и при этом она не кажется слишком сложной, а значит, не раздражает и не отвлекает от сюжета, который тут главное.
Звук в игре на уровне, а вот картинка...
Визуал Alters создает нужное впечатление. Здесь интересно сочетаются мрачные, чужие локации с отчасти стерильными комнатами, собранными на мобильной базе. Добавьте сюда необычную цветовую гамму, особенно если взглянуть на ключевой арт, и получится что-то действительно оригинальное. Что касается графики, игра сделана на Unreal Engine и выглядит нормально. Не потрясающе, но и плохой ее не назовешь, без каких-либо визуальных изысков. Возможно, это связано с версией, которую я тестила, но с освещением персонажей явно что-то не так, а края моделей выглядели странно размытыми и с артефактами, особенно в диалогах. Надеюсь, к релизу это поправят, потому что, хоть и не критично, но довольно часто бросается в глаза.
Музыка в игре именно такая, какую и ждешь от научно-фантастического сеттинга. За саундтрек отвечает Петр Мусял, который ранее работал над Frostpunk, This War of Mine, Diablo IV и даже The Witcher 3: Blood and Wine. И в игре есть еще один музыкальный сюрприз, но пусть это останется для вас тайной, которую вы раскроете сами по мере прохождения. Просто знайте, что он связан с музыкой.
В разговоре с командой 11 bit studios выяснилось, что игра стала масштабнее, чем планировалось. Изначально предполагалось, что историю можно будет пройти часов за 12, но теперь на полное прохождение потребуется немного больше времени, хотя точную цифру мне не назвали. Но не волнуйтесь, это не огромная RPG с открытым миром на 100 часов, это все еще самостоятельная история с определенным темпом, не отвлекающая игрока лишними вещами. Шесть часов, проведенные мной в Alters, были очень приятными, и надеюсь, что вся игра оставит такое же впечатление.
О чем игра и чему она учит
Если попытаться описать "The Alters" в нескольких словах, я бы сказала, что это по-своему уникальный и даже немного экспериментальный проект. 11 bit studios верны себе: игра с глубоким сюжетом, заставляющим задуматься. История, может, и не такая душераздирающая, как в "This War of Mine", но гораздо ближе к ней, чем к "Frostpunk".
В отличие от прошлых игр студии, здесь нам не так часто приходится сталкиваться с провалами, как в случае с Яном Дольским. "This War of Mine" и "Frostpunk" жестоко учат нас на ошибках, а "The Alters" скорее подготавливает к предстоящим трудностям. В итоге мы получаем отличную историю, геймплей которой создан для ее поддержки. Если вам нравятся предыдущие проекты студии, если вам по душе их фирменный стиль, то "The Alters" точно стоит ждать. Тем более, что до релиза осталось меньше месяца.
В "The Alters" нам предстоит выживать, создавая альтернативные версии главного героя, собирая ресурсы и грамотно ими распоряжаясь. Все это – в попытке избежать надвигающейся угрозы, которая, возможно, не единственное препятствие на пути спасения Дольского. Это игра, которая ставит вопрос "а что, если", задает множество вопросов и дает ответы лишь на некоторые из них. Это игра о решимости, отчаянии, гневе и радости. Об сожалениях и попытках добиться лучшего в предложенных судьбой обстоятельствах.
И да, там есть милая овечка! Кто сможет устоять перед милой овечкой?