Я влюбилась в этот мир без остатка, и больше всего меня гложет мысль, что я уже не смогу пережить его заново с таким же ощущением новизны. Clair Obscur: Expedition 33 – это просто невероятной красоты игра, одна из лучших, что я когда-либо видела.
(Обзор основан на ПК-версии).
Эх, вот бы мне сейчас было лет 13-15, чтобы по-настоящему проникнуться Clair Obscur: Expedition 33. Потому что то приключение, которое она дарит, просто воспитывает и будоражит воображение. Это игра, которая западет в память, как в свое время Final Fantasy 7 из моего детства. В наше время, когда одиночные игры, кажется, доживают свой век, когда на творчество влияют не художники, а маркетологи, Clair Obscur: Expedition 33 – это настоящий бриллиант. Огромный, сверкающий, сделанный по старым добрым правилам, когда главное – это идея, смысл, форма и концепция. А деньги... с деньгами потом разберемся.
Последние три недели я просто жила в этой игре, забросив все остальное. Не раз ловила себя на том, что сижу перед компьютером, затаив дыхание, погружаясь все глубже в этот прекрасный и одновременно жутковатый мир. Если бы кто-то подслушивал под окном, он бы точно услышал мои восхищенные вздохи и восклицания. После почти сорока часов, проведенных в игре, могу сказать одно: Clair Obscur – это одно из самых запоминающихся приключений и историй, в которые я когда-либо играла. Это игра, которая идет против течения, плюет на современные тренды. Clair Obscur – это причина, по которой мы вообще любим игры.
Сегодня мы будем рисовать смерть
Окунемся в мир, где смерть - это не просто финал, а часть повседневности. Представьте себе Люмьер, город, сильно напоминающий Париж, но с одной жуткой особенностью: никто не живет дольше 34 лет. Это место, где красота и трагедия переплетаются, создавая странную, сломанную реальность.
В центре всего этого кошмара дремлет Художник, существо, обитающее под огромным монолитом, на котором красуется число 34. В определенный момент Художник просыпается, чтобы вывести на монолите цифру 33, и все 34-летние жители мгновенно превращаются в пыль. Этот день зовется "Гоммаж" или "стирание".
Уцелевшие организуют ежегодные экспедиции, чтобы добраться до Художника, в надежде остановить этот ужасный цикл. Но после 67 лет попыток никто так и не смог разорвать этот круг смерти. Никто не знает, кто или что такое Художник, и почему оно убивает целое поколение одним взмахом кисти. Игрокам, присоединившимся к Экспедиции 33, предстоит это выяснить в игре Клер Обскур: 33-я экспедиция.
Игра начинается в день Гоммажа. Мы играем за 33-летнего инженера Гюстава, который прощается со своей возлюбленной, на год старше его, и отправляется в путь вместе с другими смельчаками, чтобы положить конец этому безумию.
В Люмьере царит атмосфера отчаяния. Город сломлен 67 годами смертоносных циклов. Население сокращается, а количество осиротевших детей растет. Некоторые жители считают, что вместо бессмысленных экспедиций лучше сосредоточиться на заботе о сиротах и поддержании остатков умирающего общества. Другие смотрят на экспедицию как на последнюю надежду, а третьи ищут утешение в алкоголе.
Один из персонажей расскажет вам: «У меня есть шестилетняя ученица. Через шесть лет ее родители умрут, и она останется сиротой. А в 21 год умрет и она». В этом мире материнство возведено в культ, ведь каждый год промедления означает, что ребенок проживет на год меньше. Но можно ли в этом кошмаре вообще заводить детей?
Вскоре после начала экспедиции, Гюстав и его команда сталкиваются со стариком, который не должен существовать. И тут появляется таинственная фигура, которая уничтожает всю группу, почти без усилий. Гюстав, чудом выживший, просыпается и понимает, что экспедиция провалилась, даже не начавшись. В отчаянии он приставляет пистолет к голове. Именно так начинается эта игра, которая с самого начала рушит все ожидания.
Оживи мой серый мир яркими красками
Чтобы проникнуться Clair Obscur: Expedition 33, нужно понять суть: это классическая пошаговая jRPG с захватывающим сюжетом, разворачивающимся во французском антураже. Если ты знаком с жанром, быстро освоишься. Мы собираем команду (всего шесть персонажей, но в бою участвуют только трое) и отправляемся исследовать потрясающие локации, сражаемся с врагами и раскрываем секреты. Как в старой доброй Final Fantasy 7 (и многих других jRPG), локации разбросаны по карте мира, которая постепенно открывается по мере преодоления препятствий – водных преград, скал и прочего. Так мы добираемся до ключевых точек сюжета и побочных заданий.
Нас ждут прекрасные уровни, созданные на Unreal Engine 5, возможности которого кажутся безграничными. Например, затопленный Париж, где мы не плывем, а ходим по улицам, словно и не под водой вовсе. Вокруг водоросли, над головой проплывают киты, мимо многоквартирных домов с горящим светом, кораллов и затонувших кораблей. И вдруг – дверь в роскошный особняк с золотыми люстрами, каминами и картинами (которых, кстати, очень много и они все разные!). Некоторые места лишены логики – просто красивые пейзажи, где хочется сделать скриншот (у меня их уже 243!).
В этом мире гравитация ведет себя странно. Что-то сломало его, превратив в причудливый сон, одновременно похожий на "Алису в Стране чудес" и кошмар. Это французская Прекрасная эпоха, искаженная мрачными идеями сюрреалистов и декадентов. Взгляните на Эйфелеву башню, странно изогнутую, будто расплавленную, и вы поймете, что вас ждет. Флуоресцентные деревья, багровые луга, пианино посреди пейзажа, и трупы – целое море трупов тех, кто был здесь до вас, но их экспедиции закончились еще печальнее.
Все это великолепие представлено графикой, превосходящей привычный уровень AA-игр. Порой сложно поверить, что это дебют студии Sandfall Interactive. И хотя бюджет чувствуется, история трогает за душу.
Исследование мира ничем не отличается от других подобных игр. Бегаем, ходим, карабкаемся, прыгаем через пропасти. Локации не открытые, а представляют собой запутанные коридоры, где иногда теряешься. Здесь полно ответвлений, переулков, скрытых полян и пещер, где обитают либо необязательные враги, либо спрятаны предметы, дневники прошлых экспедиций, либо чертов мим – враг, который выбил меня из колеи своей сложностью и поведением.
Прогулки по красивым местам – это здорово, но могло быть и лучше. Вы видите высокую оценку, так что этот недостаток не сильно влияет на игру, но интерактивность этого мира сновидений оставляет желать лучшего. Разрушить можно только бочки, остальное неприкосновенно. Во-вторых, FromSoftware показала, как рассказать историю через окружение и создать сложные лабиринты, которые не раздражают. Clair Obscur пытается подражать, но я проверял одни и те же развилки по несколько раз просто потому, что... В-третьих, там мы находим одни и те же ресурсы для прокачки и иногда журналы прошлых экспедиций (которых маловато). У каждой экспедиции есть дневник, из которого можно узнать о ее судьбе, но у этой идеи огромный потенциал. Хотелось бы узнать об этом мире больше.
И в-четвертых, это не AAA-игра, и хотя графика намекает на обратное, вы быстро это поймете. Движения и анимация персонажей отличаются от высокобюджетных проектов. Экономия бюджета чувствуется при прыжках – можно легко промахнуться мимо выступа. Удивительно, что Sandfall Interactive вообще решилась на такие элементы. К счастью, неловких прыжков не так много (хотя есть одна локация, построенная на этой идее, – это конкретная шутка, убедитесь сами, когда доберетесь до вершины).
Сюжет, который цепляет за душу
Clair Obscur: Expedition 33 – это не просто ролевая игра, это путешествие вглубь человеческой души, исследование мира, где каждый персонаж – живой, дышащий, с уникальным характером. Вы сразу же проникнетесь симпатией к хладнокровному Гюставу и очарованной Луне, а Маэль, юная подопечная Гюстава, покажется вам сложным и многогранным персонажем. Встретите вы и высокомерного Сциэля, и забавного Моноко, немного напоминающего мудрого Рафики из "Короля Льва".
Особое очарование игре придают сцены и диалоги в лагере, где раскрываются отношения между героями и миром. Фантастические расы со своей культурой, порой комичной, порой трогательной, делают мир игры живым и интересным. Вспомните хотя бы сердитый камень, возомнивший себя черепахой, или Эски – одно из самых милых и забавных существ, когда-либо встречавшихся мне в играх. Эски станет вашим "дирижаблем", средством быстрого перемещения по миру.
Взаимоотношения между персонажами показаны очень трогательно, им сопереживаешь, их жалеешь. Диалоги написаны на высоком уровне, с драматизмом, юмором и иронией, без типичной для jRPG болтовни. Режиссеры умело используют паузы и молчание, чтобы передать глубину чувств.
В игре есть только субтитры на русском языке, дубляжа нет, но не стоит расстраиваться. Разработчики выбрали французский и английский языки для озвучки, а перевод на русский выполнен качественно.
Не забывайте возвращаться в лагерь между приключениями, чтобы улучшить оружие, спланировать развитие персонажей и, главное, поучаствовать в важных разговорах, раскрывающих характеры героев и мир игры. Развивая отношения между персонажами, вы получите доступ к дополнительным специальным атакам.
Боевка как в Sekiro
"Клер Обскур: 33-я экспедиция" - это такая необычная пошаговая jRPG, где можно парировать и уклоняться от атак врагов в реальном времени, прямо как в Sekiro. Блоки тут тоже важны, особенно с боссами, к которым надо приноровиться. Атаки у них хитрые, с разными ритмами, так что парировать – целое искусство.
Боевая система затягивает не только парированием, но и уникальными механиками для каждого персонажа. Например, колдунья Луна использует стихийные пятна, чтобы усиливать свои заклинания, а Маэлла – мастер фехтования, которая переключается между стойками для максимального урона. Важно комбинировать умения команды, чтобы добиваться крутых результатов.
В игре есть режим свободного прицеливания, где можно стрелять по слабым местам врагов, а еще разбивать их щиты и заполнять шкалу оглушения, как в Sekiro. Пассивные навыки тоже присутствуют, так что механик полно, но разобраться в них не так уж сложно.
В "Клер Обскур" много отсылок к Soulslike играм, вроде флагов для отдыха и системы прокачки оружия. Игра сложная, но интересная, с крутыми боссами и красивыми врагами.
В игре много побочных заданий, которые открываются только в конце, так что не спешите бежать к финалу. В целом, "Клер Обскур" – это игра, которая удивляет и захватывает, даже если вы не фанат пошаговых боев.
Саундтрек, который тронет до глубины души (в хорошем смысле)
Вдобавок ко всему, авторы не поскупились на музыку. Саундтрек от Лориен Тестар и Элис Дюпор-Персье – это нечто невероятное, он вполне может претендовать на звание лучшего на The Game Awards. Здесь есть оперные партии, французский шансон, фортепианные мелодии, джазовые аранжировки (послушайте Monoco Lorien Testard на Spotify), немного электроники и даже мощные рок-композиции. Все это делает Expedition 33 невероятно эпичной.
Удивительно, что при таком внимании к деталям, немного не хватило на доработку исследования мира. Видимо, все деньги ушли на создание игры, а на маркетинг уже не осталось. И это прекрасно! Ведь игра выглядит как плод смелого художественного видения, результат творчества и любви к своему делу. Команда из 33 человек (и собаки по кличке Моноко!) из студии Sandfall Interactive, вместо того чтобы тратить миллионы на рекламу, вложили все средства в создание одного из самых красивых игровых миров. Это смелый шаг, и таких игр сейчас мало. Поэтому, если вы хотите, чтобы у игры было будущее и продолжения, поддержите разработчиков покупкой. Clair Obscur: Expedition 33 – это потрясающее приключение, которое стоит своих денег.
В конце концов, я чуть было не поставила игре высший балл. Но важно, что Clair Obscur – это настоящее произведение искусства, созданное творческими людьми в эпоху, когда все пытаются копировать успешные решения. Давайте поддержим их!
Что понравилось:
- Мир игры – просто загляденье, неповторимый, словно соткан из фантазий.
- Сюжет – это клубок тайн, загадок и неожиданных поворотов, который каждый может интерпретировать по-своему.
- Персонажи – живые, запоминающиеся, с отличной озвучкой.
- Музыка – идеально передает атмосферу конца света, эпичная.
- Боевая система – динамичная, захватывающая, с интересными механиками парирования и уклонения.
- Множество дополнительных квестов и сложных боссов, с которыми можно столкнуться даже в начале игры.
- И еще много приятных мелочей.
Что не очень:
- Некоторые моменты, связанные с исследованием мира, можно было бы доработать.