Небольшие игровые студии доказывают: для создания качественной игры не всегда нужен огромный бюджет. Но коммерческий успех во многом зависит от жанра. Сможет ли скандинавский стелс Eriksholm повторить успех Clair Obscur, даже без ярких экшн-сцен?
2025 год можно назвать расцветом инди-игр. Многие проекты еще ждут релиза, но уже сейчас видно: небольшие студии предлагают высокое качество по разумной цене. Конечно, коммерческий успех зависит от жанра. Стелс-игра без сражений вряд ли привлечет столько же внимания, как RPG с яркими битвами (в первую очередь, Clair Obscur: Expedition 33). Но это не значит, что она не может быть не менее интересной, особенно в плане сюжета. Eriksholm: The Stolen Dream вряд ли повторит успех Expedition 33, но в некоторых аспектах может даже превзойти его. Игра понравится любителям неторопливого геймплея, современных приключений и сильных нарративных элементов.
Обзор основан на ПК-версии.
Существует ли Эриксхольм на самом деле?
Я не знала, чего ожидать от Eriksholm. Игра от скандинавской студии могла оказаться как шедевром с отличной графикой, так и полным провалом. Но спешу вас успокоить: и сюжет, и его подача заслуживают похвалы. Это не значит, что в игре нет недостатков, но плюсы однозначно перевешивают минусы, а качество некоторых моментов просто поражает.
Запутанное начало, захватывающий сюжет
Игра начинается с Ханны, подростка, обладающего способностью бесшумно передвигаться. Она сталкивается с полицией, патрулирующей улицы небольшого города. Поначалу история кажется запутанной: игрок знает только, что Ханна ищет брата, а действие происходит в Скандинавии XX века. Постепенно мы узнаем больше об Эриксхольме и его жителях, начинаем видеть связи между вымышленным и реальным мирами. Связей довольно много! Я не буду раскрывать все подробности, чтобы не лишать вас удовольствия от открытия секретов игры.
История через детали
Большая часть информации передается через записки, письма и разговоры полицейских, подслушанные Ханной. Они звучат правдоподобно, благодаря отличной озвучке. К сожалению, в игре пока нет перевода на многие языки, поэтому для понимания сюжета потребуется знание английского (или другого доступного языка). К счастью, предложения построены просто и понятно.
Недостатки и маленькие радости
Количество коллекционных предметов невелико, но их поиск приносит больше удовольствия. Они углубляют наши знания об игровом мире и помогают преодолевать препятствия. Возможно, не хватает диалогов с обычными горожанами и их присутствия на карте в целом. Но это не критично.
Игра как кино
Качество кат-сцен заслуживает отдельной статьи. Они стирают грань между фильмом и игрой. В этом Eriksholm превосходит даже Clair Obscur. Если в Expedition 33 кат-сцены просто отличные, то здесь они великолепны! Некоторые, увидев отрывки на моем мониторе, думали, что я смотрю голливудский фильм. Кат-сцен в игре немного, но их качество и эмоциональный посыл делают их запоминающимися.
Атмосфера и стиль
Графика в остальной части игры тоже хороша. Крупные планы выявляют некоторые недостатки в дизайне персонажей, но локации выглядят безупречно. Путешествовать по Эриксхольму – одно удовольствие, особенно учитывая выдержанный художественный стиль. Атмосфера скандинавского города середины XX века чувствуется в каждом пикселе. Атмосферная музыка дополняет визуальную составляющую. Саундтрек Eriksholm, возможно, и не попадет в мой личный топ игровых саундтреков, но он идеально сочетается с графикой и сюжетом.
Eriksholm – стоит ли играть?
Eriksholm: The Stolen Dream – это интересная игра с захватывающим сюжетом и отличной атмосферой. Если вам нравятся неторопливые стелс-игры с упором на повествование, Eriksholm может стать приятным открытием.
Меньше экшена, больше атмосферы
Eriksholm: The Stolen Dream предлагает уникальный опыт, где атмосфера и сюжет выходят на первый план. Это игра для тех, кто ценит неторопливое исследование и глубокое погружение в мир, а не бесконечные битвы и перестрелки.
Эстетика и сюжет
Eriksholm обладает неповторимой эстетикой и захватывающим сюжетом. Однако важно отметить, что в начале игры действия немного. Основная задача игрока - проникнуться атмосферой. По мере развития сюжета, когда мы получаем возможность управлять другими персонажами, динамика возрастает. Но этого недостаточно, чтобы удовлетворить любителей зрелищных сцен. В Eriksholm нет дуэлей, погонь или драк. Хотя мы можем устранить противника внезапным ударом (и это не огнестрельное оружие!), это всегда бинарное решение: либо успешно, либо нет. Для некоторых это может стать самым большим недостатком игры. Eriksholm балансирует на грани приключенческой игры и интерактивного фильма, но все же остается стелсом.
Линейность и последствия: игра без права на ошибку
Eriksholm предлагает уникальный подход к жанру: любая неудача приводит к загрузке игры. Большинство действий требуют тщательного планирования. Игра не прощает неканонических действий, как в случае смерти персонажа, так и при его обнаружении. Даже если полицейские замечают, что их товарищ падает в обморок, игра прерывается. Эта линейность позволила разработчикам акцентировать внимание на ключевых моментах, задать нужный ритм и добавить неожиданные повороты сюжета.
Разнообразие персонажей и реиграбельность
Eriksholm - это не короткая игра. При неторопливом прохождении можно потратить более двадцати часов. После завершения каждой главы к ней можно вернуться в любой момент. Это стоит сделать, чтобы найти пропущенные коллекционные предметы или подслушать интересные диалоги полицейских. В игре мы управляем не только Ханной, но и ее старшим коллегой, а затем и опытным пловцом. Каждый персонаж обладает уникальными навыками и характером, что делает диалоги более интересными.
Сравнение с другими играми и уникальный мир
После долгой череды столкновений с полицией на улицах города путешествие по заброшенным шахтам кажется чем-то из сказки. Этот контраст добавляет мрачности в Eriksholm. В какой-то момент появляется намек на "Маленькие скримеры". Конечно, это не фильм ужасов, но его можно отнести к таковым, учитывая атмосферу мифической Горной Леди. Этот эпизод короткий и не связан с основным сюжетом, но невероятно атмосферный.
Удобный интерфейс и локализация
Интерфейс Eriksholm интуитивно понятен. Настройки позволяют настроить звук, изображение и управление под свои предпочтения. Единственное, о чем можно посетовать - отсутствие полноценной локализации на некоторые языки. С одной стороны, времена массовой локализации прошли. С другой стороны, список языков, на которые переведена игра, достаточно велик. Возможно, разработчики добавят новые языки в будущих обновлениях.
Головоломки: Вызов для разума, удовольствие для души
Eriksholm предлагает игрокам не только захватывающий стелс-геймплей, но и разнообразные головоломки, требующие смекалки и внимательности.
К счастью, для решения головоломок в Eriksholm не требуется глубокое знание английского языка. Хотя некоторые пояснения можно найти в записках, большинство решений лежит на поверхности и доступны интуитивно. Однако стоит отметить, что сложность головоломок неравномерна. Можно легко и быстро преодолевать одни задачи, а над другими думать вдвое дольше.
Преодоление сложностей: Возможность пропустить
Я сама столкнулась с проблемой при загрузке материалов в вагонетку. Игра, казалось, не прощала малейшей неточности в действиях. В такие моменты хотелось бы иметь возможность пропустить сложные головоломки, как это реализовано во многих современных приключенческих играх. К счастью, разработчики избежали необходимости искать абстрактные решения для совершенно неабстрактных задач.
Unreal Engine 5 в игре
Eriksholm: The Stolen Dream вышла одновременно на XSX/S, PS5 и ПК. Для создания невероятно выразительных кат-сцен и всего игрового мира использовались Unreal Engine 5 и технология MetaHuman от Epic Games, адаптированная специально для студии. Разработчики описывали этот процесс как сложный, но идеальный для небольшой команды. Благодаря этому игра работает плавно и практически без багов.
Стоит отметить, что это первая крупная игра River End Games, хотя большая часть команды ранее работала над подобными проектами. Издатель Nordcurrent работает на рынке более двадцати лет, в основном распространяя игры для смартфонов.
Мир, созданный с любовью
Арт-директором проекта стал Андерс Хейденберг, шведский программист, начинавший свою карьеру в качестве 3D-дизайнера игр. Он известен своей работой над Battlefield 2. "Эриксхольм" - его первый крупный проект в качестве арт-директора, и, можно с уверенностью сказать, это успех.
Плюсы и минусы игры
Плюсы:
- Великолепные кат-сцены
- Интересный и захватывающий сюжет
- Высококачественная озвучка
- Впечатляющая графика и детализация мира
- Выразительные и запоминающиеся персонажи
- Интересная концепция вымышленного мира
- Загадочная и атмосферная Леди Горы
- Удобный и интуитивно понятный интерфейс
- Неповторимая скандинавская атмосфера
Минусы:
- Некоторые головоломки и эпизоды могут быть затянуты
- Отсутствие локализации на некоторые языки
- На первый взгляд может показаться, что в Эриксхольме живут только полицейские
Eriksholm: Сравнение с Clair Obscur
Eriksholm и Clair Obscur - это две игры, созданные небольшими студиями с ограниченным бюджетом. Обе игры выделяются своим уникальным стилем и захватывающим сюжетом. Eriksholm, возможно, не достигнет коммерческого успеха Clair Obscur, но может сравниться с ней в своем жанре.
Eriksholm - игра, которую стоит попробовать
Если вы все еще сомневаетесь, стоит ли играть в Eriksholm, просто запустите Steam и попробуйте. Даже если стелс-игры не ваш любимый жанр, одни только кат-сцены не дадут вам оторваться от экрана до самого финала. И мы наверняка еще услышим о River End Games. Скорее всего, это произойдет совсем скоро!
От автора: Личные впечатления
Признаюсь, я люблю инди-игры. Независимо от жанра, я с удовольствием погружаюсь в их миры. Eriksholm не стала исключением. Несмотря на то, что стелс-игры не входят в число моих любимых жанров, визуальная составляющая и сюжет настолько меня увлекли, что Eriksholm вошла в мой личный список лучших инди-игр 2025 года, наряду с Clair Obscur и Midnight Walk.