Сравнения со "Скайримом", конечно, привлекают внимание, но "Tainted Grail: The Fall of Avalon" – это игра совсем другого уровня. Она, может, и скромнее по масштабу, но гораздо глубже и затрагивает более личные темы. Сюжет тут – самое главное, и он требует полного погружения.
Не дайте себя обмануть первому впечатлению. "Tainted Grail: The Fall of Avalon" – это не просто польская версия "Скайрима". Да, это ролевая игра в открытом мире, и да, тут есть похожие механики и возможность переключаться между видом от первого и третьего лица. Но на этом сходства заканчиваются.
Несмотря на ограниченный бюджет, который напоминает о "Готике" или "Элекс", по духу Questline и Awaken Realms ближе к "Ведьмаку". Это не просто игра-песочница, а способ раскрыть насыщенную историю (с нотками странностей в стиле Dark Souls и Elden Ring) в комфортном для вас темпе. К сожалению, в процессе прохождения можно столкнуться с некоторыми недочетами, но они блекнут на фоне захватывающей истории Артура, того самого короля, "что пребудет вовек".
О чем игра
"Падение Авалона" затягивает в себя на долгие часы, примерно 50-60, представляя мрачную версию легенд о короле Артуре. Это не просто история, а переосмысление, вдохновленное одноименной настольной игрой, где человеческие слабости и таинственное явление Дзиву искажают мир. Люди пытаются выживать, но их существование далеко от идеала. В поселениях можно встретить адекватных персонажей, подробно рассказывающих о заданиях, но за пределами цивилизации скрываются ужасы и чудеса, достойные пера Хидетаки Миядзаки.
С появлением вида от третьего лица, "Tainted Grail" стала напоминать игры Souls и Elden Ring. Сходство особенно заметно с последней, поскольку оба проекта вдохновлены похожими культурными источниками. Однако поляки делают акцент на органике и ужасах в духе Гигера и Бексиньского, а не на манге. Влияние последних особенно чувствуется в дизайне монстров, которых может быть немного, но каждый из них уникален. Все это сочетается с красивыми пейзажами и романско-кельтскими мотивами, создавая неповторимую атмосферу.
Начинается наше приключение в подземелье, на острове-убежище, где жители пытаются найти лекарство от Красной чумы, поразившей Авалон. Главный герой, зараженный болезнью, оказывается в заточении, что обычно означает верную смерть. Но таинственный незнакомец в капюшоне вытаскивает нас из клетки, и в нашей голове, как и у Джонни Сильверхенда, появляется образ короля Артура, или того, что от него осталось. Наша цель? Собрать воедино прошлое и раскрыть тайны этого мира, чтобы, возможно, направить его на новый путь. Что это значит? Все зависит от наших решений.
Сюжет – сильная сторона "Tainted Grail". И основная линия, и побочные квесты продуманы до мелочей. Главная история погружает нас в сложный миф о короле Артуре, затрагивая как интеллектуальные, так и эмоциональные аспекты. Она деконструирует власть и образ выдающейся личности, показывая человеческую сторону всех этих проблем, как в драматических моментах, так и в небольших, интимных сценах и встречах. Квесты также полны неожиданностей, даже в самых простых заданиях может скрываться неожиданный поворот. Разработчики используют возможности открытого мира: чем больше исследуешь, тем больше получаешь.
То же самое касается и NPC. Здесь можно встретить множество интересных персонажей со своими мотивами, секретами и жизненными историями. Диалоги варьируются от хороших до отличных. Если у NPC есть имя и фамилия, скорее всего, у него есть для нас задание или хотя бы что-то интересное. Будь то жрица, горожанин, крестьянин, лорд или древнее существо, они точно заинтригуют вас.
Сценаристы смогли объединить разные элементы: с одной стороны, мы всегда знаем свою главную цель, а с другой – персонажи (особенно за пределами городов) действуют на уровне абстракции, достойном Souls или Твин Пикс. Странное и необычное сочетается с глубоким сочувствием и трагизмом. Результат – разнообразный микс, предлагающий как "приключенческие", так и "психические" впечатления, оставаясь при этом целостным.
Миф, приближенный к реальности
В этих рассказах хватает и горя, и трагедий, и непростых решений во имя "большой цели", но не забыта и обычная жизнь – насколько это возможно в условиях гибнущего Камелота, чумы и всепоглощающего Дзива с его кошмарами. Концовки, все четыре основных варианта (плюс один, требующий доработки), способны глубоко тронуть и заставить задуматься.
К Артуру быстро проникаешься, особенно в начале игры. Он не так часто появляется, как Джонни Сильверхенд, но его властный голос звучит, как наставления самого Оптимуса Прайма. Возможно, это недочет, но в первой главе призрак короля иногда присоединялся к нам у костра, комментируя наши открытия, чего больше не случалось. Однако этого раза хватило, чтобы почувствовать связь с легендарным правителем, а последующие события только укрепляли ее.
Сюжет и мир так хороши, что небольшие недостатки в режиссуре и анимации не портят впечатления. Самые зрелищные приемы оставили для ключевых сцен, а общение происходит через обычные диалоги, записанные с душой – актеры отлично передали правдоподобные и яркие образы (хотя иногда музыка не запускается, скорее всего, из-за ошибки).
История цепляет воображение, благодаря детально проработанным и живым локациям. Они настолько наполнены деталями и архитектурой, что достаточно NPC, чтобы указать путь. Чем дальше в лес, тем больше вероятность попасть в места, от которых пробегают мурашки. Другие, наоборот, удивят, развлекут или даже тронут. Чувствуется любовь авторов к кельтской мифологии, из которой они черпали вдохновение, создавая духов, существ и кровавую атмосферу.
Большой открытый мир
Мир, простирающийся над пропастью, в Tainted Grail: Падение Авалона, после вступительной части делится на три обширные области, каждая из которых соответствует своей главе. Переходы между ними происходят через экраны загрузки, после чего мы попадаем в более камерные пространства: пещеры, лабиринты и тому подобное. Дизайнеры локаций потрудились на славу, будь то дикая природа, зараженные Дзивом территории или руины замков, магические башни и древние памятники.
Навигация по миру интуитивно понятна и увлекательна (не упустите возможность выполнить крутые побочные задания!), благодаря логичному расположению маркеров. Но вот третий акт, разворачивающийся в горах и снегах, может вызвать раздражение. Локации расположены слишком высоко, а бесконечные поиски путей и проходов утомляют и замедляют темп игры. Возможно, это было сделано, чтобы показать тяжелые условия жизни горных племен, но эффект получился чрезмерным. Тем не менее, даже это можно пережить, а остальная часть игры предлагает захватывающее приключение, насыщенное контентом.
Некоторые считают третий акт слабее, но это не совсем так. Да, здесь меньше запоминающихся квестов и, возможно, некоторые побочные сюжеты были сокращены, но всё же присутствует качественный текст и оригинальный дизайн. Единственное, что немного смущает – это противоречивые элементы эпилогов, касающиеся NPC и политической ситуации (в стиле Fallout), по крайней мере, с учетом моих решений. Возможно, это просто недопонимание. Результаты большинства крупных заданий зависят от наших действий, так что мы оказываем большое влияние не только на основной сюжет, но и на судьбы персонажей.
Важно понимать, что Tainted Grail отличается от Skyrim и других RPG от Bethesda. Мир здесь открыт, но это не "песочница", реагирующая на наши действия. Это скорее пространство для исследования истории, придуманной разработчиками – нелинейной, с выбором, но всё же. Это не игра, ориентированная на точное моделирование мира. В ней можно легко обмануть систему – например, карьера вора не представляет особой опасности, так как ИИ реагирует только на кражу предмета, находящегося рядом с персонажем.
Здесь много интерактивных элементов, крафта и возможностей развития персонажа, но окружение не сильно реагирует на наши действия. Это просто место для исследования и раскрытия тайн, которые дополняют основные и побочные квесты. Это игра, которую хочется пройти, история, которую хочется завершить, а не бесконечное путешествие, как в Ведьмаке или Cyberpunk 2077, хотя и не с тем же уровнем постановки.
Нового не много
Ну, по сути, ничего сверхнового тут нет. "Tainted Grail" берет уже обкатанные идеи из других RPG. Если убрать сюжетную обертку, то перед нами стандартный набор: сбор ресурсов, взаимодействие с объектами, охота на боссов, поиск путей, общение с НПС, крафт и, конечно, сражения. Все это подано в бодром темпе, чтобы не дать заскучать, и намешано так, чтобы игра не казалась однообразной.
Квесты здесь сделаны на совесть и доставляют удовольствие от поиска решений и исследования мира. И, что радует, нас избавили от миссий сопровождения, так что никакой тупой ИИ не будет портить нам впечатление от игры. Если НПС что-то хочет, он сам придет к нам.
Придраться можно разве что к мелочам, которые касаются удобства игры. Например, рыбалка получилась не очень интуитивной и приятной – это просто QTE с раздражающим ритмом. Еще я заметила, что карта не всегда помогает при поиске ресурсов. Понятно, что разработчики хотели добавить сложности, но когда мне нужно найти несколько одинаковых растений, я бы предпочла, чтобы было четко указано, где этот сорняк растет.
И раз уж речь зашла о перемещении – давно я не встречала настолько бесполезную лошадь. Она вроде бы есть, и даже неплохо анимирована, но на этом ее плюсы заканчиваются. Лошадь неуклюжая, а нам часто приходится ездить по извилистой местности, где наш "Конь" только замедляет движение. В третьем акте верховая езда превращается в пытку даже для тех, кто любит страдать.
Прокачка перса как в TES
Режимы RPG в "Авалоне" работают на удивление хорошо. Персонажа прокачиваем по классике, но с большой свободой, как в TES, но без раздражающего автолевелинга. То есть, мир не подстраивается под тебя. Если ты крут, можешь нагнуть почти всех, но забредешь не туда – беги со всех ног.
Развиваем героя, вкладывая очки в базовые характеристики (сила, ловкость, дух) и в таланты/пассивные навыки из веток, связанных с этими характеристиками (например, как ты используешь броню, накладываешь эффекты или владеешь одноручным/двуручным оружием). С одной стороны, всего так много, что можно создать уникального персонажа. С другой, все четко сгруппировано, так что не запутаешься. Герой также качается, совершая действия: машешь двуручником – растет мастерство. Получил уровень – получил бонусы и "очки".
Система простая, понятная и дает простор для экспериментов. Какие-то билды (маги, лучники) проще, а вот ближний бой требует больше внимания. Но комбинаций предметов, баффов и пассивок столько, что каждый найдет что-то для себя. Плюс, наверняка добавят деревья, связанные с сюжетом. Еще есть зелья, которые можно "переделывать", чтобы пробовать разные стили игры. Выбор "класса" в начале – это просто стартовые бонусы, дальше – полная свобода.
Боевка в меру увлекательная и приятная. Ничего сверхъестественного, но работает, особенно учитывая скромный бюджет. Чувствуется отдача оружия, будь то магия, лук или меч. Анимация добиваний неплоха, темп боев нормальный. Есть легкие и сильные удары, уклонения и прыжки в атаку. Если хорошо прицелиться, можно попасть по слабому месту. Еще есть "спецуха", которая замедляет время (для тебя, но не для врагов) и позволяет обойти защиту.
Неплохая альтернатива
В большинстве своем системы работают, по крайней мере, приемлемо. Конечно, без багов не обошлось – например, иногда пропадают звуки в диалогах. Бывало, враг застревал прямо в воздухе во время битвы. В третьей главе, когда я играла с видом от третьего лица и часто переходила между разными локациями, герой вдруг начинал приседать сам по себе, и приходилось перезагружать игру, чтобы он снова встал. Но критических ошибок, которые бы не давали пройти дальше, или вылетов на рабочий стол я не встречала. Под конец, в финальном акте, немного проседал FPS, но это быстро проходило. И, как это обычно бывает в играх на Unity, загрузки стали немного дольше.
Графика и анимация напоминают времена PlayStation 4, но меня это не сильно беспокоит. Важно помнить, что это не ААА-проект, а работа ребят из Awaken Realms, которые раньше делали небольшие игры и настолки. Это их дебют в "большой" разработке. И дебют получился отличный.
Несмотря на скромный бюджет, остальная часть игры работает на повествование. История цепляет, заставляет задуматься и делает нас участниками сложных решений. Мы чувствуем последствия своего выбора, потому что "Падение Авалона" хорошо знакомит нас с этим миром и его обитателями.
То же самое можно сказать о музыке – она просто невероятная. Кельтские мотивы, изящные инструменты и резкие звуки создают нужную атмосферу. Композиторы и звукорежиссеры знают, когда дать нам отдохнуть, а когда добавить напряжения.
Tainted Grail: The Fall of Avalon – это хорошая и качественно сделанная RPG, которая удивляет своей атмосферой, интересным сюжетом и смелостью разработчиков, которые работали, несмотря на ограничения. Они использовали проверенные решения, где это было необходимо, и создали игру, которая идеально подходит для тех, кто ищет сочетание открытого мира и сложной, трогательной истории. Если вы из таких или просто ищете достойную игру и готовы простить небольшие технические недостатки, вас ждет незабываемое приключение в Авалоне. Возможно, вам захочется пройти его не один раз, ведь эта земля хранит много тайн.
Достоинства и недостатки
- Плюсы: отличный сюжет, интересные квесты, живые персонажи, прекрасный саундтрек, красивый дизайн, сильная атмосфера, увлекательное исследование, много уровней сложности, высокая реиграбельность, вид от третьего лица.
- Минусы: устаревшая графика, слабая интерактивность мира, утомительное путешествие в третьем акте, ненужная лошадь и рыбалка, неточные маркеры на карте, мелкие и крупные баги.