Разработчики, подарившие нам Life is Strange, вернулись с Lost Records, словно говоря: "Смотрите, мы все еще умеем делать трогательные истории!". У проекта есть не только плюсы, но и вполне ощутимые минусы.
Обзор основывается на опыте игры на PS5.
Казалось бы, успех гарантирован. Во-первых, за игру взялись Don't Nod, студия, которая перевернула жанр приключенческих игр, запустив Life is Strange. Во-вторых, к моменту написания обзора Lost Records: Bloom & Rage, мы прошли первую половину (Tape 1), а в Steam игра хвасталась отличным рейтингом – около 90%. Все должно было сложиться! Такая игра просто не может быть провальной, правда? Или все-таки может?
Давайте расставим все точки над "i". Lost Records – это повествовательное приключение, интерактивное кино, если хотите. Оценивать его можно с двух сторон: как игру и как фильм. И вот если с геймплеем все довольно печально, то с кинематографической составляющей дела обстоят гораздо интереснее. Так что не спешите с выводами, давайте разберемся во всем по порядку.
Вчера 16, сегодня 43
Последние полгода выдались насыщенными для фанатов подобных игр. В конце октября вышла Life is Strange: Double Exposure, неожиданное продолжение истории Макс Колфилд, но от другой команды. А создатели оригинальной Life is Strange, под новым именем выпустили игру, которую можно считать ее идейной наследницей.
Снова маленький американский городок, сложные моральные вопросы, паранормальные явления и девчонки-подростки, идущие против системы. Только героиням Lost Records шестнадцать (в Life is Strange они были постарше), и их четверо (а не двое), но параллели очевидны.
Ностальгия по 90-м – это уже банальность, но она все еще работает.
В героях тоже есть что-то знакомое. Свонн немного отчужденная, как Макс, а панкушка Нора похожа на Хлою. Еще есть спокойная Отем и Кэт – маленький чертенок, который приковывает к себе внимание и заставляет досмотреть историю до конца.
Но Lost Records – это не просто копия старого. Фишка в двух временных линиях. В 2022 году повзрослевшие подруги встречаются спустя 27 лет, чтобы раскрыть тайну прошлого и вспомнить одно жаркое лето 1995 года. Разработчики отлично играют на ностальгии по 90-м, но и про современность не забывают – есть даже отсылки к пандемии.
Чем дольше общаешься с персонажами, тем больше вариантов диалогов. Выбор важен, если хочешь хорошую концовку.
Игра с двумя временными линиями – это интересно. Все завязано на таинственном подарке, который заставляет героинь вспомнить старую клятву, встретиться и столкнуться с призраками прошлого. Они сидят в баре в забытом городке, вспоминают прошлое, переживают радость, злость, грусть, страх. И это увлекательно, мило, трогательно, но иногда затянуто и утомляет.
На прохождение ушло почти 10 часов
Не могу не сравнить с LiS: Double Exposure. Начну с музыкального оформления - в этом плане игры кардинально отличаются. Deck Nine держали меня в напряжении на протяжении большей части игры, но слили концовку, оставив задел на продолжение (которое, скорее всего, отменят). В итоге, приключения взрослой Макс Колфилд меня не впечатлили.
Lost Records - совсем другое дело. Игра показалась мне скучной. Геймплей часто сводился к тому, чтобы долго смотреть в камеру, снимая окружение. Хотя в итоге из этих записей получается трогательная компиляция, смотреть в камеру приходилось слишком часто и долго.
Интересный прием: в настоящем времени - вид от первого лица, в 90-х - от третьего.
Сцены исследования тоже не радуют. Часто нужно искать какой-то предмет в неочевидном месте, что мешает погрузиться в сюжет. Например, нужно было найти игрушку для кошки. Локации маленькие и однообразные. За всю игру я насчитала максимум три логические головоломки.
Диалоги тоже не впечатлили. Такое ощущение, что каждой героине давали одинаковое количество реплик, даже если это просто бессмысленные восклицания. Да, так и говорят американские подростки, но разговоры можно было сделать интереснее, чтобы усилить связь между персонажами. Или просто сократить количество текста.
Я постоянно жаловалась во время игры, но после просмотра видео с историей и финальных титров стало грустно, что я не могу больше времени провести с девочками. Жаль, что я не сделала другие выборы, и дружба не выдержала испытание временем. Музыка в финале просто потрясающая. В общем, игра вызывает эмоции, и это главное для жанра приключений.
Основная проблема в том, что Lost Records раскачивается очень медленно и постоянно съезжает с намеченного пути. Нам показывают многообещающую завязку, а потом долго и нудно топчутся вокруг сюжета, искусственно растягивая интригу ненужными геймплейными вставками, о которых я уже упоминала.
Несмотря на редкие проблески интересных сцен, цельная картина начинает складываться только ближе ко второй половине игры, после крайне предсказуемого сюжетного поворота. Только тогда я начала сопереживать героям. Но даже в этом случае режиссура несколько раз дает сбой, прежде чем мы доберемся до трогательного финала, особенно в какой-то глупой кульминационной сцене.
Локации красивые, но их мало. Исследовать тут нечего.
Хочу остановиться на выборах в Lost Records. Это интересный момент, потому что, с одной стороны, сюжетная канва предопределена, и наши решения мало влияют на развитие событий. Но, с другой стороны, все, что мы делаем, формирует отношения Суонн с ее подругами, и это сильно влияет на тон эпилога, как в 1995, так и в 2022 году.
При этом "правильные" решения в Lost Records не так очевидны, как в других подобных играх. Варианты диалога меняются динамически. Чем дольше мы слушаем собеседника, тем больше появляется ответов, а дополнительные можно разблокировать, наведя камеру на определенные элементы окружения. Это придает беседам интересный ритм или, скорее, придавало бы, если бы содержание было более увлекательным. И если бы мне было не все равно, что я говорю, до второй половины истории, когда я действительно начала переживать за персонажей.
Помните, какой крутой была сцена скрытности в Life is Strange? Так вот, в Lost Records она такая же слабая (к счастью, ее можно пропустить).
По сравнению с LiS: Double Exposure, в Lost Records сразу бросаются в глаза недоработки в анимации. Deck Nine, при поддержке Square Enix, не поскупились на передовые технологии захвата движений. Don't Nod, выпустившие игру самостоятельно, явно не могли себе этого позволить.
Если к дерганой жестикуляции персонажей, рассинхрону губ и малому количеству действующих лиц можно привыкнуть, то динамичные сцены смотреть тяжело. Из-за угловатых движений, сумбурного монтажа и работы камеры, плюс затянутых диалогов, напряжение часто уходит, и сложно понять, что вообще происходит на экране.
Перебор с мистикой тоже не идет на пользу сюжету. Лучше бы ее оставили в качестве социальной метафоры, и точно не стоит делать на ней сиквел (LiS: Double Exposure уже на этом обожглась). Самые сильные эмоции Lost Records вызвала, когда противопоставила красоту юношеской дружбы в атмосфере 90-х с трагедиями, которые подкидывает жизнь.
Головоломок почти нет.
Скорее смотреть, чем играть
Возможно, обзор получился расплывчатым, но это сделано намеренно, чтобы не раскрывать сюжет. Ведь Lost Records, хоть и слабая как игра, могла бы стать отличным фильмом, если бы ее правильно смонтировали, урезали диалоги и выкинули лишние игровые моменты. Если, конечно, тебе не нравится просто ходить с камерой и фотографировать или дотошно выбирать реплики, чтобы получить "лучшую" концовку и замутить романчик.
И напоследок, возвращаясь к сравнению с Life is Strange: Double Exposure, если выбирать, то я бы отдала предпочтение работе Deck Nine. Приключения Макс Колфилд держали в напряжении почти до самого конца, а вот Lost Records, при всей своей интересной истории, лучше смотреть на YouTube.
- Что понравилось: живые, близкие героини (особенно Кэт), классный саундтрек, качественная озвучка, захватывающий сюжет и много ярких, трогательных моментов.
- Но есть и минусы: очень долгие, затянутые эпизоды, особенно в начале, кривоватое управление и диалоги, скучный геймплей, который искусственно удлиняет историю, ну и бедная анимация.