Обзор написан на основе версии для PS5.
Поклонникам первой части пришлось ждать Dragon's Dogma 2 целых 12 лет. Продолжение должно было стать масштабнее и круче во всех смыслах, превзойдя и без того успешную первую часть. Capcom поставила перед собой амбициозную задачу: раскрыть весь потенциал и реализовать все задумки, которые не вошли в первую игру. Получилось ли у них на этот раз? Давайте разбираться!
На самом деле, это не так просто, как кажется. Во-первых, в игре сложная система взаимосвязей между разными механиками. Во-вторых, она довольно необычная и сильно отличается от других игр в жанре. Формально, это сюжетная экшен-RPG, но мне она больше напомнила фэнтезийный симулятор, где сюжет отходит на второй план, а на первом – неспешное исследование мира пешком и, конечно, захватывающие сражения.
Основной сюжет – это типичная героическая фэнтези история: мы играем за избранного и должны вернуть трон, который у нас отнял узурпатор. В итоге, помимо политических интриг, нам предстоит сразиться с огромным драконом, который в самом начале игры вырвал наше сердце, сделав нас Воскресшим – мифическим героем, чья судьба, хоть и предопределена, может быть изменена нашими действиями.
Медленное начало
В начале я отметила, что Dragon's Dogma 2 ощущается необычно и свежо по сравнению с другими играми в жанре, и сейчас хочу углубиться в эту тему. Dragon's Dogma 2 идет вразрез с тем, что сейчас модно и популярно в ААА-проектах. Это игра, которая не ведет тебя за ручку. Да, основные квесты отмечены на карте, но в целом складывается ощущение, что разработчики тебе доверяют. Как ни странно, это очень радует, когда крупнобюджетная игра дает тебе возможность учиться на своих ошибках и самостоятельно исследовать мир, как, например, Elden Ring. Поначалу я и сам тупила, выполняя простые задания (да, мне стыдно!), потому что некоторые из них требуют... просто думать, слушать и читать записки, а не слепо следовать указаниям на экране.
Отдельного упоминания заслуживает продвинутый редактор персонажей в Dragon's Dogma 2.
Еще до релиза игры редактор персонажей стал хитом в интернете. Он позволяет до мелочей настроить внешность как твоего Воскресшего, так и его компаньона, Пешки. Можно даже отдельные зубы менять! Каждый сможет создать своего виртуального двойника, копию известной звезды или даже персонажа из фильма. Я, например, сделала себе героя, похожего на Таданобу Асано из "Ити-убийцы", а его спутником был двойник Мадса Миккельсена. Я читала, что некоторые игроки провели в редакторе кучу времени, и меня это совсем не удивляет. Capcom постарались на славу.
Мне понравилось, что разработчики не стали подстраиваться под привычки современных геймеров. Быстрые перемещения сведены к минимуму, и приходится много ходить пешком. Но потом я поняла, что это не просто так, а часть игрового процесса. На карте обычно нет маркеров, и то, что ты найдешь, зависит только от твоей любознательности.
Но начало в игре довольно медленное. Первые часы похожи на выполнение мелких поручений, без особого сюжета или интересных задач. Я думаю, многие игроки могут бросить игру на этом этапе, решив, что она не уважает их время и не очень понятна. Но это зря, потому что Dragon's Dogma 2 с каждым часом становится все интереснее. Где-то в середине игры я полностью поменяла свое мнение и захотела играть еще и еще.
Не столько важна конечная точка, сколько сам путь
Dragon's Dogma 2 подкупает не закрученным сюжетом, а ощущением живого, дышащего мира. Погружение происходит благодаря множеству небольших, но интересных заданий и спонтанных взаимодействий, которые со временем складываются в масштабные события. История Аризена забудется, но вот путешествия по миру, где постоянно что-то приковывает взгляд, – никогда.
И, конечно, без дракона никуда.
Иногда я сталкивалась с мини-приключениями совершенно случайно. Однажды, в кромешной тьме, двигаясь почти на ощупь, я наткнулась на что-то огромное. Оказалось, это был разъяренный огр, которому явно не понравилось мое вторжение. Последовал бросок через полкарты прямо в лагерь гоблинов, которые с радостью поддержали "веселье". Когда я попыталась отомстить, запрыгнув на эту громадину и ударив ее в глаз, он просто сбросил меня на землю. К счастью, мой верный спутник успел подхватить меня в последний момент.
Все это выглядело как круто поставленная сцена. Подобных ситуаций было масса, и каждая из них – уникальный опыт. Именно тогда я поняла, насколько важны эти неспешные прогулки в компании товарищей. Использование быстрого перемещения лишило бы игрока множества интересных взаимодействий, которые происходят буквально на каждом шагу.
Как и в Skyrim, атмосфера создается не столько сюжетом, сколько окружающим миром. В эту игру стоит играть не спеша, наслаждаясь каждым моментом. Больше всего удовольствия я получала от неторопливого исследования мира, пейзажей и выполнения побочных заданий. Например, выследить убийцу, затаившегося в толпе, или раскрыть заговор фармацевта, отравляющего своих пациентов.
Сюжет здесь не главное.
Боевая система тоже на высоте – захватывающая, приятная и адреналиновая. По ощущениям игра ближе всего к Monster Hunter, особенно если выбрать класс медленного воина с двуручным мечом. Мощные удары эффектно подбрасывают врагов в воздух, нанося колоссальный урон. Магия тоже впечатляет – можно создать ледяной шип и использовать его, чтобы запрыгнуть на спину монстра. Выбор класса имеет огромное значение и сильно влияет на тактику боя. К счастью, разработчики дали возможность свободно менять профессии, что особенно полезно на поздних этапах игры.
Боевая система отлично сбалансирована между тактикой и зрелищностью. Простые атаки эффективны против обычных врагов, но против больших групп и боссов нужен более продуманный подход и подготовка. Здесь-то и раскрываются ролевые элементы. Персонаж получает общий уровень и уровень класса, открывающий новые атаки и улучшения. У каждого класса есть уникальные способности, полезные в определенных ситуациях. Можно экипировать четыре атаки одновременно, подстраивая стиль боя под свои предпочтения или под конкретного босса.
Плохая оптимизация на консолях
У Dragon's Dogma 2 на консолях есть заметные проблемы с оптимизацией. Игра всеми силами пытается удержать стабильные 30 кадров в секунду, но, к сожалению, часто срывается. Графика в игре действительно впечатляет, и физика на высоте, но это негативно сказывается на плавности геймплея. Особенно заметно это в городах, где при резких поворотах камеры анимация начинает дергаться. Самый неприятный момент случился во время битвы с грифоном, когда в ход пошла вся магия и спецэффекты союзников. В этот момент, мне кажется, частота кадров упала до критических значений, и игра на несколько секунд превратилась в слайд-шоу.
Все это немного раздражает и портит впечатление, которое старательно создается потрясающей графикой и атмосферой классического фэнтези. Вокруг благородные рыцари в сияющих доспехах и маги в капюшонах, а замки выглядят величественно. Особенно радует детальная проработка растительности, колышущейся на ветру.
Dragon's Dogma 2 делает ставку на одиночное приключение. Никакого кооператива. Но не стоит расстраиваться, ведь на протяжении всей игры нас сопровождают Пешки – наши компаньоны с продвинутым ИИ. Они помогают в бою и исследовании мира. Система работает отлично, пешки полезны и их можно давать в аренду другим игрокам.
Несмотря на технические проблемы, Dragon's Dogma 2 – это игра с четким видением, которая идет своим путем, не оглядываясь на тренды. Это игра про исследование и сражения. И она настолько уникальна, что ее сложно с чем-то сравнить, кроме первой части.
Спорный донат
Ну что тут скажешь, Capcom верна себе. В день релиза Dragon's Dogma 2 вывалила кучу DLC, которые во время обзора даже пощупать не удалось. А это, ребята, самые настоящие микроплатежи, как в бесплатных играх. Мы подобное уже видели в Devil May Cry и Resident Evil, но в Dogma это как-то особенно бросается в глаза и может сильно упростить игру.
В теории, эти штуки не должны влиять на общее впечатление от игры, и я по-прежнему думаю так, как написала в обзоре. Но для ленивых и нетерпеливых есть возможность купить за деньги всякое: набор путешественника, дымовые шашки для гарпий, кулон для подарков, благовония для изменения пешек, одноразовый ключ от тюрьмы, возможность изменить внешность, портал-кристаллы, камни воскрешения и кристаллы для игровых автоматов.
Как это влияет на баланс? Лично я во время игры ни в чем таком не нуждалась. Единственное, что напрягало – высокие цены в магазинах, когда захотела сменить класс и сразу закупиться крутой экипировкой.
Из всего этого только набор путешественника нельзя получить в игре бесплатно. Он покупается за реальные деньги и открывает доступ к магазину внутри игры. Это, конечно, не очень хорошо, особенно учитывая, что набор полезный, а альтернативы в игре тяжелые и не всегда защищают от нападения на лагерь.
Всего остального игра выдает с избытком. У меня к концу приключения было полно портал-кристаллов и камней воскрешения, а отмычки вообще легко добыть. Внешность тоже можно поменять бесплатно. Виртуальных кристаллов Разлома было столько, что я не знала, куда их девать.
Думаю, сейчас критика в основном основана на слухах и преувеличениях. Но сама идея продавать, по сути, бесполезные микротранзакции в одиночной игре – это как выстрел себе в ногу. Жаль, что Capcom так поступила. Они не до конца продумали ситуацию и оставили место для путаницы и дезинформации, которая может повлиять на восприятие игры.
Плюсы:
- Эпичные битвы с огромными боссами – настоящий адреналиновый взрыв.
- Разнообразие классов и то, как они влияют на игровой процесс.
- Отлично реализованная боевая система.
- Система компаньонов (пешек) работает на удивление хорошо.
- Превосходное визуальное и звуковое оформление.
- Красивый и живой мир, который хочется исследовать.
Минусы:
- Частые проседания частоты кадров ниже 30.
- Некоторые спорные дизайнерские решения.
- Сюжет не играет ключевой роли.
Заключение
В итоге, Dragon's Dogma 2 – это игра, которая вызывает смешанные чувства. С одной стороны, она дарит незабываемые впечатления от эпических битв, исследования мира и взаимодействия с пешками. С другой стороны, технические проблемы и спорные решения немного портят впечатление. Но, несмотря на все это, я рекомендую ее всем любителям жанра. Просто будьте готовы к тому, что игра потребует от вас терпения и готовности учиться на своих ошибках.
Оценка? Сложно сказать. Если оценивать игру как технический продукт, то она заслуживает твердую "четверку" с минусом из пяти баллов. Но если оценивать ее как уникальный игровой опыт, то это, безусловно, "пятерка". Если оценивать по шкале до 10, я поставлю Dragon's Dogma 2 8.5 баллов из 10. Это игра, которая останется в вашей памяти надолго, несмотря на все ее недостатки.
Стоит ли играть в Dragon's Dogma 2? Если вы фанат первой части, то ответ однозначный – да. Если вы любите сложные и необычные игры, которые не ведут вас за ручку, то тоже да. Но если вы ждете от игры безупречной оптимизации и захватывающего сюжета, то, возможно, стоит подождать патчей или обратить внимание на другие проекты.
В конечном итоге, Dragon's Dogma 2 – это игра не для всех. Но те, кто смогут преодолеть ее недостатки, будут вознаграждены уникальным и незабываемым опытом. И, кто знает, может быть, через 12 лет мы будем ждать Dragon's Dogma 3.