Ранний доступ к Chernobylite 2: Exclusion Zone дал основания полагать, что нас ждет что-то вроде Elex или Gothic, но с атмосферой STALKER, только в европейско-японском исполнении. Увы, в ранней версии игры куча багов, который портят впечатление.
Обзор написан на основе ПК-версии игры.
Наверняка у каждого бывало такое, что надеешься на лучшее, а выходит совсем наоборот. Вот и со мной это случилось при написании обзора Chernobylite 2: Extraction Zone. Демка оставила приятное послевкусие и надежду на добротную, хоть и не топовую, постапокалиптическую экшен-RPG. Но чем дальше я играла в раннюю версию, тем больше косяков вылезало наружу. Сразу скажу, потенциал у игры есть, но за каждой хорошей стороной скрывается какой-то недостаток. Да, часть проблем, наверняка, исправят к релизу, но некоторые косяки сидят глубоко в самой структуре игры. Последние новости от The Farm 51 тоже не добавляют оптимизма.
А ведь Chernobylite 2 могла стать связующим звеном между Gothic, STALKER и Dark Souls. Исследование обширной Зоны, бои в стиле Souls (плюс стрельба, как в шутерах от третьего лица), поиск ресурсов, изучение сюжета, а также использование нашего аналога Пип-боя – планшета – все это могло бы увлечь надолго. Иногда так и происходит, но количество багов, даже для раннего доступа, может отпугнуть кого угодно.
От сюжета к сюжету
Chernobylite 2: Exclusion Zone рассказывает нам о Коуле Грее, путешествующем между мирами, работающем на корабле, который добывает ценный минерал. Чтобы работать, ему нужно пройти CRISPR-терапию (генетическую модификацию), что его семье не нравится. Корабль ломается, и он попадает в Зону, где встречает Игоря, героя первой части. Они пытаются узнать больше о минерале, найти пропавших товарищей и, может быть, выбраться из этого места, окруженного энергетическим барьером.
Действие Chernobylite 2: Exclusion Zone от Farm 51 происходит в 2025 году (наше время).
Если это напоминает Gothic, это только начало. В Зоне живут одичавшие люди, бандиты, мутанты и три фракции: ученые, наемники и мутанты. После пролога можно поддержать одну из них. Можно попытаться заслужить доверие у всех, но от выбора первой фракции зависит, кто поддержит нас в начале (например, ученые). Это не заключенные, а группы, отрезанные от мира Зоной, но ощущение похожее — играем в постапокалиптическую Gothic, но пока без целостности.
Может, проблема в конкретной фракции, потому что я вложила много усилий в отношения с учеными (игра рекомендовала это). Нити, за которыми мы гоняемся, пока не складываются в единую картину. Мы собираем знания, ресурсы и союзников, чтобы выбраться из Зоны, но нет ощущения, что участвуем в одной истории.
Квесты кажутся оторванными от общего контекста, хотя происходят на одной карте. Я чувствовала, что перехожу от одной случайной темы к другой. Есть интересные идеи, например, встреча параллельных миров, но этого недостаточно, чтобы увлечься историей. Возможно, это связано с состоянием игры и ее нестандартным характером, особенно заметным на поздних этапах. Диалоги часто переведены переводчиками, а некоторые голоса озвучены ИИ. Возможно, виновата структура игры и слишком большая протяженность сюжета, из-за чего игра выглядит разрозненной.
Chernobylite 2: Exclusion Zone от Farm 51, 2025 год.
Некоторые задания обескураживают. Меня раздражало искать части для устройства, которые, возможно, не имеют значения для сюжета. Есть и интересные квесты, которые добавляют детали истории и развивают мир. Например, когда мы с Игорем пробираемся через Зону, чтобы сразиться за источник энергии, а затем построить установку.
Возможно, после доработки Farm 51 игра станет лучше, и история будет цельной. Но хватит ли у кого-нибудь терпения проверить это? Проблемы Chernobylite 2 серьезны.
Нестабильная работа игры
Уже в первые минуты игры всплывают проблемы с производительностью. Забудьте о плавном геймплее – не важно, какой у вас компьютер, хоть средний, хоть топовый, в Chernobylite 2 проблемы с оптимизацией коснутся всех. Особенно сильно проседает FPS из-за эффектов частиц, которых вне боя полно в локациях с зелеными (и не только) элементами. Unreal Engine в Chernobylite 2 не всегда справляется с катсценами, их анимацию можно было сделать и получше, поэтому готовьтесь к просадкам FPS.
Странно, ведь игры с более красивой и сложной графикой, например, Kingdom Come: Deliverance 2, работают на той же конфигурации нормально. Но это еще не все проблемы.
Chernobylite 2: Зона отчуждения, The Farm 51, 2025.
Я умудрилась провалиться под текстуры, но игра часто автоматически сохраняется, так что потери небольшие, привет из первой "Готики". К сожалению, наряду с классическими багами, встречаются и те, что появились из-за недосмотра при разработке. В игре есть система телепортации, ничего особенного, но она работает... пока не сломается. После одной из ночных миссий пришлось возвращаться пешком, потому что телепорт перестал работать, и это в тех местах, где на меня никто не нападает.
Еще одна ситуация может застопорить сюжет. В штабе ученых есть лифт, который доставит вас в центр фракции, где дают задания, знакомят с NPC и двигают сюжет. Так вот, у лифта нет кнопки, чтобы его опустить. Если вы доберетесь до ученых и воспользуетесь быстрым перемещением, то вернуться назад, скорее всего, не сможете. Со мной это произошло под конец игры, и это может заблокировать важный квест, пока не выйдет патч.
Есть и мелочи, которые не мешают, но портят погружение. Например, после выполнения задания по привлечению персонажа в команду, его модель остается на месте, хотя он уже должен быть на базе. В общем, видно, что игра еще сырая.
С балансом тоже есть проблемы. Сложность боев не напрягает, выжить можно, главное, вовремя лечить раны. Рукопашный бой напоминает Dark Souls, а стрельба хоть и не вызывает восторга, свою функцию выполняет.
Chernobylite 2: Зона отчуждения, The Farm 51, 2025.
Нужно следить за щитами врагов, искать их слабые места и заходить с фланга. Есть даже боссы в стиле Souls, но они менее впечатляющие и их легко победить. На стандартной сложности они скорее развлечение, чем серьезное испытание. Для игры такого масштаба это нормально, но "Dark Souls в постапокалипсисе" здесь пока не ждите. Да и наборы приемов у врагов не особо впечатляют.
В чем же проблема? В балансе снаряжения и развитии персонажа. В начале дают неплохой набор, с которым можно бегать какое-то время. Потом игра заваливает приемлемым оружием, одеждой и доспехами, но их слишком много, и требования к характеристикам завышены. Приходится либо долго прокачиваться, либо откладывать получение наград на потом, что лишает удовлетворения от игры.
Прокачка медленная, демонтировать ненужное оборудование можно не сразу. Чтобы все это работало, The Farm 51 нужно поработать над балансом, потому что сейчас игра в этом плане скорее утомляет, чем увлекает.
Chernobylite 2: Зона отчуждения, The Farm 51, 2025.
Расположение врагов на карте тоже странное. Иногда никого нет, а потом сразу три стаи врагов, что снимает напряжение. А ведь это должно быть в постапокалиптической игре. Бои недостаточно интересны, чтобы игрок радовался постоянным столкновениям с врагами. Возможно, это исправят, но пока что имеем то, что имеем.
Несмотря на недостатки игра затягивает
Да, на старте игра бросает вызов, но в ней есть моменты, ради которых стоит играть. В первую очередь, она щедро вознаграждает любопытство. Стоит свернуть с основного пути и заинтересоваться какой-то деталью, как можно наткнуться на мини-сюжет с моральными дилеммами или даже на мини-босса с полоской здоровья.
Эти мини-истории, хоть и поданы порой грубовато, заставляют думать и проявлять детективные навыки. Они увлекают, даже несмотря на слабую озвучку. Иногда у мини-боссов можно найти записки, раскрывающие мир и трагедии людей, столкнувшихся с Чернобылитом. Это углубляет понимание вселенной и придает эмоциональности происходящему. Персонажи в целом приятные, хоть и не хватает глубины в диалогах.
В Chernobylite 2 развитие персонажа приносит удовлетворение, особенно когда разберешься с системой опыта и талантов, которые прокачиваются с помощью учителей. Новые навыки влияют на игровой процесс, например, в бою (простая зарядка щита за убийства может повлиять на стиль игры), или на экономику (возможность разбирать и собирать оружие с нуля после знакомства с определенным NPC).
Крафт неплох, но ничего нового по сравнению с Fallout 4 или другими играми на выживание в нем нет. Штаб-квартиру расширяем комнатами для разных целей (склад, оружейная, мастерская), каждая из которых дает пассивные бонусы и место для инструментов. На станках ремонтируем, разбираем и создаем снаряжение, лекарства и оружие.
Эти системы функциональны, но иногда слишком долго отвлекают от сюжета. Именно сюжет, атмосфера и свобода исследования должны увлечь игроков. Сбор ресурсов иногда замедляет темп, превращаясь в рутину. Эту часть игры нужно пересмотреть, чтобы сделать ее более динамичной.
Мнение и заключение
Визуально игра выглядит прилично, когда все работает и не тормозит. Эта ржаво-зеленая атмосфера игры не требует каких-то супер-технологий. Когда исследуешь Зону, то полностью погружаешься в атмосферу, чувствуешь, насколько здесь все испорчено. Большое и разнообразное пространство впечатляет, хотя иногда кажется слишком плоским.
Разнообразие механик дает свободу в решении задач – можно просто проскользнуть мимо врагов, что часто, несмотря на бои, является самым разумным вариантом. Механика скрытности проста, но работает, когда все в порядке. Враги пока слишком тупые, их легко обмануть. Это облегчает стелс, но снижает напряжение.
В общем, у "Чернобылита 2" много потенциальных идей, которые реализованы в интересном мире, который хочется исследовать. Может, это проклятие Unreal Engine 5, который создает проблемы многим разработчикам? Или масштаб проекта оказался слишком большим для студии?
В итоге, про эту игру всегда хочется сказать "но...". Были моменты, когда, несмотря на проблемы, я реально кайфовала и видела потенциал для чего-то стоящего. Если вы не фанат студии или постапокалипсиса, то в текущем состоянии игра принесет вам мало удовольствия и много разочарования. Так что пока покупать рано.
- Плюсы: несмотря на некоторую угловатость, сюжет и персонажи цепляют; исследовать Зону интересно и полезно для понимания лора; боевая система в стиле Souls – неплохая находка; можно создавать совершенно разных героев; масштабы карты и виды Зоны реально впечатляют и создают атмосферу постапокалиптической НФ; в теории, это может стать крутой евро-японской RPG.
- Минусы: багов – просто тьма, от мелких до тех, что ломают игру; оптимизация – это вообще что такое?; расположение врагов – странное; баланс экономики, развития базы и опыта требует серьезной доработки; боссы пока не впечатляют; графика иногда откровенно слабая, а анимация (особенно во время подкрадывания и диалогов) оставляет желать лучшего.