Жанр хорроров на ПК переживает настоящий ренессанс, привлекая все больше поклонников своей способностью погружать в атмосферу страха и напряжения. От классических выживалок до психологических триллеров, мы собрали 23 лучшие игры, которые заставят вас вздрагивать от каждого шороха.
Страх – одна из самых древних и сильных эмоций, известных человечеству. И в эпоху, когда реальная жизнь кажется относительно безопасной, мы все чаще ищем острые ощущения в виртуальной реальности. Интерактивные хорроры позволяют не просто наблюдать за ужасом на экране, а стать его непосредственным участником. Готовы ли вы столкнуться со своими самыми глубокими страхами?
Outlast
"Самый страшный survival horror последних лет" – такое определение можно встретить в многочисленных обзорах Outlast, дебютной игры студии Red Barrels, основанной ветеранами Ubisoft и Electronic Arts. Несмотря на использование знакомых клише, игра до сих пор держит в напряжении.
Действие разворачивается в заброшенной психиатрической лечебнице, кишащей безумцами, одержимыми оккультизмом. Вы играете за журналиста-расследователя, вооруженного лишь камерой с инфракрасным режимом. Эта камера – ваш единственный способ ориентироваться в кромешной тьме, но батареи быстро садятся, добавляя дополнительный уровень напряжения. Представьте себе: вы лихорадочно ищете новую батарейку, слыша приближающиеся шаги...
Первая часть Outlast искусно балансировала между элементами хоррора, не перегружая игрока чрезмерным количеством скримеров. Продуманные моменты страха чередовались с элементами стелса и побегами по незнакомым коридорам, заставляя игроков постоянно быть начеку.
Первая игра Outlast разошлась тиражом более 4 миллионов копий к 2016 году, что позволило профинансировать разработку сиквела. Outlast 2 вышла в апреле 2017 года с совершенно новой историей, не связанной с оригиналом. Хотя игра была тепло принята фанатами, многие по-прежнему считают первую часть лучшей в серии. В марте 2024 года третья часть, получившая название The Outlast Trials, покинула ранний доступ, представив кооперативный режим для четырех игроков.
Чужой: Изоляция
Киновселенная "Чужого" породила множество игр, как выдающихся (Aliens vs. Predator от Rebellion), так и провальных (Aliens: Colonial Marines от Gearbox). К счастью, после разочарования Colonial Marines, фанаты получили Alien: Isolation – хоррор, который действительно пугает.
Действие Isolation разворачивается после исчезновения "Ностромо" и Эллен Рипли. Игроки берут на себя роль дочери Эллен, Аманды, которая отправляется на поиски матери. Ее поиски приводят ее к космической станции "Севастополь", где, как считается, находятся черные ящики "Ностромо". Однако на станции Аманда сталкивается с тем же кошмаром, что и ее мать.
Игра получила высокие оценки за превосходное аудиовизуальное оформление и точное воссоздание атмосферы первых фильмов саги. Особого внимания заслуживает продвинутый искусственный интеллект Чужого, делающий его поведение непредсказуемым и пугающим. Детектор движения, знакомый по фильмам, добавляет напряжения, заставляя игроков вздрагивать от каждого писка.
Еще до Isolation, в 1982 году, Fox Video Games выпустила игру Alien для Atari 2600. Это был клон Pac-Man, где игрок должен был собирать яйца в лабиринте, избегая инопланетян, которые были представлены в различных цветах (желтый, розовый и синий).
Ремейк Resident Evil 4
Японская компания Capcom является создателем одной из самых популярных хоррор-франшиз в видеоиграх. Resident Evil – культовая классика, а четвертая часть считается одной из лучших в серии. Если вы с ней не знакомы, вам, вероятно, обрадует новость о ремейке игры в 2023 году.
Тенденция к ремастерингу игр немного наивна: вместо того, чтобы сосредоточиться на создании чего-то совершенно нового, разработчики переосмысливают старые традиции. Однако в случае с ремастерами Resident Evil это, как правило, очень лакомые кусочки. После крутейшей RE2 и посредственной RE3 Capcom достигла новых высот и подготовила фантастическую новую версию культовой «четвёрки ». Я завидую игрокам, которые ещё не знакомы с историей бывшего полицейского Леона, который также является одним из играбельных персонажей «двойки», и которые познакомятся с ней, взяв в руки это самое современное, а потому и самое красивое, издание культовой хоррор-игры.
Как и положено в хоррорах, большая часть страха здесь исходит от страха потерять жизнь. Особенно сильный адреналин ощущается в первой деревне, которая доверху заполнена заражёнными. В ремейке, похоже, жителей больше, чем в оригинале. Это значительно повышает сложность начальных уровней, усиливая чувство опасности , а ведь именно в этом и заключается суть подобных игр.
Изменения не ограничились переносом игры на новый графический движок, и это хорошо, поскольку практически все они пошли игре на пользу. Благодаря новому игровому процессу и сюжету, ремейк должен понравиться и тем, кто неоднократно проходил оригинал. Они не раз будут удивлены и заново откроют для себя знакомую историю.
Resident Evil VII: Biohazard
Resident Evil VII: Biohazard – это мощный камбэк к корням серии, отошедшей от экшена, который доминировал, начиная с пятой части. Седьмая часть умело сочетает элементы хоррора и стрельбы, но с акцентом на удушающую атмосферу и постоянное ощущение преследования.
Все начинается с того, что Итан Уинтерс, главный герой, неожиданно получает сообщение от своей пропавшей жены, которую он считал давно погибшей. Не раздумывая, он отправляется в Далви, штат Луизиана.
Вскоре он находит женщину в доме семьи Бейкеров, где становится пленником и свидетелем невероятных ужасов. Плотная, отвратительная атмосфера буквально сочится из затхлых подвалов и обветшалых коридоров, по которым мы блуждаем в попытках понять, что происходит. Несмотря на то, что Capcom так и не удалось довести историю до логического завершения (где-то в третьей четверти сюжет становится откровенно скучным и надуманным), игра определенно заслуживает места в этом списке, особенно учитывая положительные впечатления, которые она оставила после разочаровывающей шестой части серии.
Примечательно, что в Resident Evil 7 отказались от традиционного для серии вида от третьего лица в пользу вида от первого. Это позволило адаптировать игру для гарнитур PS VR и прочувствовать кошмар совершенно по-новому.
Ремейк Resident Evil 2
Да, это третья часть серии Resident Evil в нашем списке, но что поделать, если эти игры настолько хороши, что заслуживают особого внимания? Resident Evil VII: Biohazard стала глотком свежего воздуха для поклонников серии, во многом благодаря переходу к виду от первого лица и более личному способу повествования. Однако это не отменило желания увидеть ремейк классической части.
Для тех, кто остался недоволен изменениями в "седьмой" части, был создан ремейк второй части серии, которую многие до сих пор считают лучшей в Resident Evil.
Эта игра создавалась не только для поклонников оригинала 1998 года, но и для молодых игроков, которые – из-за устаревшей графики и геймплея оригинального хита для PlayStation – не имели возможности исследовать полицейский участок Раккун-Сити. Ремейк RE2 – одна из самых высоко оцененных игр 2019 года – не только благодаря фантастической графике (которую, кстати, можно воссоздать, имитируя графику 20-летней давности), но и благодаря адаптированному к современным стандартам игровому процессу.
Resident Evil 3 также получила ремейк в 2020 году. Настоятельно рекомендуем!
Amnesia: The Dark Descent
В 2010 году шведская студия Frictional Games, создатели культовой Penumbra, выпустила Amnesia: The Dark Descent. Эта атмосферная, неторопливая и пугающая игра, во многом вдохновлённая Лавкрафтом, полностью проигнорировала современные тенденции. Вместо зомби, стрельбы и экшена мы получили головоломки, тайны и мрак. Это был точный выстрел в яблочко и начало нового направления в хорроре.
Главный герой игры – Дэниел – человек, страдающий амнезией, который бродит по коридорам каменного замка, пытаясь восстановить память и одновременно спасаясь от своего прошлого и чудовищных созданий прямиком из кошмара.
В "Темном нисхождении" представлено несколько интересных механик. Одна из них – необходимость поддерживать психическое здоровье персонажа. Дэниел стрессово реагирует на раздражители, включая опасные фоновые шумы и темные углы. Он находит утешение в постоянных источниках света, ручных фонарях и даже спичках – сияние огня успокаивает не только главного героя, но и игрока. Еще один интересный пример – внедрение в хоррор-игру головоломок, основанных на физике.
SOMA
После высоко оцененной критиками Amnesia в 2010 году и не самого впечатляющего сиквела A Machine for Pigs, вышедшего три года спустя, разработчики решили отказаться от атмосферы Лавкрафта в пользу мрачной научной фантастики. В результате в 2015 году мир узнал о SOMA – еще одной игре ужасов от Frictional Games.
SOMA в конечном итоге не оказалась на 100% отточенным продуктом, но ей все равно стоит дать шанс. Почему? Потому что это, безусловно, лучшая игра от шведов из Frictional Games, и даже плохо проработанный главный герой не портит великолепный игровой опыт.
Разработчики компенсируют это гнетущим ощущением присутствия призраков на заброшенной подводной базе PATHOS-II. Каждый элемент мира, от еле слышных звуков до дизайна уровней, усиливает ощущение ужаса. Еще одним несомненным преимуществом SOM является исключительно хорошая графика для проекта такого масштаба.
Ремейк Silent Hill 2
Было бы огромным упущением исключить легендарную Silent Hill 2 от Konami из нашего списка лучших игр ужасов. Мы заменили оригинал 2001 года (порт для ПК вышел через два года после версии для PS2) на модернизированную версию конца 2024 года просто потому, что она более доступна и соответствует современным стандартам. Хотя после Silent Hill 2 вышло несколько других игр серии, ни одна из них не смогла сравниться с ее культовым статусом. Об этом свидетельствуют постоянно меняющиеся фанатские теории вокруг игры.
Silent Hill 2 была классикой хоррора своего времени. Разработчикам удалось избежать типичных скримеров и создать атмосферу с помощью музыки, звуковых эффектов и грамотно поставленных кат-сцен. В игре присутствует боевая система, но (многие считают это преимуществом) игра побуждает игроков избегать, а не атаковать врагов.
В новой версии, разработанной польской командой Bloober Team, все выглядит несколько иначе: столкновений стало значительно больше (с существенно переработанной боевой механикой), и избежать их практически невозможно. Также появилось больше новых головоломок. Графика, конечно же, полностью переработана. Особого внимания заслуживают освещение и ставший культовым туман. Интересно, что разработчики решили поработать и с музыкой, добавив, среди прочего, новые аранжировки. Самым спорным изменением стал внешний вид некоторых персонажей.
Через три года после смерти жены Джеймс Сандерленд получает от нее письмо. Возлюбленная просит о встрече в Сайлент Хилле. Знакомо? Если вы внимательно читали, то наверняка помните, что Resident Evil 7, действие которой происходит более чем на 15 лет позже, начинается практически так же. Совпадение? Возможно.
Blair Witch
Не хотелось бы вам заблудиться в таком лесу, правда?
За последние годы краковская студия Bloober Team, известная благодаря получившей признание Layers of Fear, создала свой уникальный стиль в жанре хоррора, который редко встречается в других играх. Отличительной чертой их работы является отказ от дешевых скримеров (которые встречаются лишь изредка) в пользу нагнетающей, давящей атмосферы страха и сложного сюжета, исследующего глубины человеческой психики.
"Ведьма из Блэр" не является исключением. Она рассказывает историю Эллиса, бывшего полицейского, который пытается справиться со своим трудным прошлым. Он отправляется в зловещий лес, чтобы найти пропавшего мальчика, вместе с местной полицией, ведущей поисковую операцию. Среди наиболее примечательных особенностей игры - реалистичное изображение леса, который настолько густой и темный, что в нем легко заблудиться, а также ряд интересных игровых механик.
Механика пса-компаньона тоже реализована на отлично: пес не только предупреждает об опасностях, скрывающихся в зарослях, но и может прокладывать путь и находить необходимые предметы. Камера (с гораздо большим количеством функций, чем Handycam из Outlast) и мобильный телефон (с возможностью звонить, отправлять текстовые сообщения и даже играть в игры!) также пригодятся в поисках. Так что здесь есть чем заняться и чего испугаться. Постоянное ощущение опасности в Blair Witch гарантировано!
Observer
В мире есть темные уголки, которых лучше избегать. До сих пор улицы Багдада, Могадишо и Йоханнесбурга ассоциировались с опасностью. Однако летом 2017 года выяснилось, что эти города - ничто по сравнению с трущобами Кракова будущего, которые стали местом действия игры от Bloober Team.
Cyberpunk 2077? Нет, это всего лишь Краков будущего от Bloober Team!
Главный герой игры - кибернетически модифицированный детектив, отправляется в краковские трущобы на поиски своего сына. По пути, благодаря специальным имплантам, он проникает в сознание (обычно мертвых) свидетелей и подозреваемых, чтобы узнать их "признания", глубоко запрятанные в памяти. И именно здесь Observer становится по-настоящему пугающим. Странные, абстрактные, символичные сцены, часто скрывающие тревоги допрашиваемого, вызывают неподдельный ужас. Более того, игра пугает своими тонкими деталями: падающие с потолка мертвые голуби или голуби, летящие прямо в экран. Кто-то из разработчиков явно боится голубей.
Пять ночей с Фредди
Трудно однозначно определить, какая игра в жанре цифрового хоррора самая страшная. Но как бы вы ни оценивали, Five Nights at Freddy's заслуживает места, как минимум, в пятерке лучших игр всех времен. Эта игра просто плоха - в лучшем смысле этого слова, когда речь идет о хорроре. Игровая механика не слишком сложна - игрок берет на себя роль ночного сторожа, которому поручено следить за порядком в пиццерии. Проблема, однако, не в грабителях, а в аниматронных игрушках, которые привлекают посетителей днем. Ночью они превращаются из милых роботизированных животных в смертоносные машины, одержимые желанием убить главного героя.
Цель игры проста: выжить до 6 утра. Игра охватывает несколько рабочих дней, в течение которых вам предстоит проверять обстановку в разных комнатах, закрывая аварийный выход в караульное помещение в случае опасности. Однако это потребляет ограниченное количество электроэнергии, без которой не работают ни системы безопасности, ни даже освещение. И вот тут-то все становится по-настоящему плохо.