Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Вчера в 16:15

В геймерской среде бытует мнение, что трассировка лучей - это прямая дорога к проседанию FPS и перегреву железа. Но так ли это на самом деле? Новейшие видеокарты NVIDIA GeForce RTX 50-й серии демонстрируют, что "лучи" уже не так сильно бьют по производительности, как это было раньше.

Еще совсем недавно трассировка лучей казалась чем-то недостижимым для обычного геймера. В рекламных роликах и скриншотах она выглядела просто бомбически, но в реальной игре мало кто ею пользовался. Всем хотелось видеть реалистичные отражения и тени, но стоило поиграть пару минут, как большинство отключало эту красоту, переключаясь на "менее красивый, но более быстрый" режим освещения. Падение FPS было просто невыносимым.

Что же представляет собой трассировка лучей на самом деле?

На первый взгляд, трассировка лучей может показаться сложной технической концепцией, и это действительно так. Если вам довелось играть в игры с использованием этой технологии, то реалистичное освещение, отражения и тени наверняка вас поразили. В первую очередь, именно трассировка лучей делает виртуальный мир в играх более правдоподобным.

В отличие от традиционных методов имитации света, которые используются в играх уже давно, трассировка лучей моделирует его реальное поведение. Проще говоря, световые лучи исходят из камеры, отражаются от различных поверхностей, преломляются сквозь стекло и рассеиваются по стенам. В результате, освещение в игре становится таким же естественным, как в реальной жизни, а не просто искусственным эффектом, как в играх прошлых лет.

Благодаря этому:

  • Отражения в точности показывают, что происходит в игровом мире, даже если это находится вне поля зрения игрока.
  • Свет, проходящий через окно, естественно освещает комнату, отражаясь от окрашенных стен или металлических объектов.
  • Тени становятся мягкими или резкими в зависимости от расстояния до источника света.

Это значительный шаг вперед. Ранее подобные эффекты были лишь имитацией: отражения накладывались только на видимые поверхности, а тени часто были статичными и жестко привязанными к объектам. Теперь же они динамичны, точны и, самое главное, основаны на законах физики.

Почему технология трассировки лучей долгое время не находила широкого применения?

Ответ прост: из-за колоссальной вычислительной сложности. Каждый отдельный луч света требует дополнительных вычислений, а в сложных игровых сценах их количество может достигать миллионов. Поэтому, даже самые топовые видеокарты предыдущих поколений, такие как GeForce RTX 20 и 30, ощутимо теряли в производительности при включении трассировки лучей без аппаратных ускорителей.

Технология DLSS, конечно, помогала, но не решала проблему полностью. Генерация промежуточных кадров тоже позволяла сгладить просадки FPS. Но только с появлением серии RTX 50 мы получили технологии, способные "предугадывать" множество будущих кадров (Multi Frame Generation), восстанавливать детали с гораздо большей точностью (трансформационная модель DLSS 4) и значительно эффективнее обрабатывать лучи благодаря новым RT-ядрам.

Результат? Даже видеокарта среднего уровня, такая как NVIDIA GeForce RTX 5060 Ti 16 ГБ, без проблем справляется с современными играми с включенной трассировкой лучей, обеспечивая комфортный геймплей. И это не какие-то урезанные настройки. Речь идет об играх с высокой детализацией, высоким разрешением и стабильными 60+ FPS. Наша тестовая система, помимо указанной видеокарты, включала процессор Intel Core i5 13600KF, 32 ГБ оперативной памяти DDR4 3600 МГц и монитор с разрешением 2560 на 1440 пикселей.

Игры с с трассировкой лучей и без

Cyberpunk 2077

Cyberpunk 2077 – вот уж где трассировка лучей раскрывается во всей красе! Ещё на старте игра от CD Projekt RED поражала графикой, но лишь с патчами и апдейтом Overdrive Mode стало ясно, насколько крут движок REDengine с продвинутой трассировкой.

Слева – RT включен, справа – выключен. Зацените, как отражаются объекты на столешнице.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Глобальное освещение с трассировкой – это нечто! Каждая неоновая вывеска, экран и прожектор реально влияют на освещение вокруг. Свет отражается, преломляется, меняет цвет поверхностей. Больше никаких фальшивых отражений из экранного пространства (SSR), которые кое-как имитируют отражения. В Cyberpunk с полным RT можно увидеть небо в окнах небоскребов или вывески в лужах – всё идеально! Мягкие тени, созданные трассировкой, создают динамичные переходы света и тени, которые идеально передают атмосферу Найт-Сити.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Трассировка позволяет увидеть знакомых персонажей по-новому.

Что по цифрам? На ультра-настройках в 1440p с RT получается в среднем 49 FPS (при езде по городу). Но с DLSS в режиме качества фреймрейт взлетает до 87 FPS. С трассировкой пути количество кадров держится около 60, иногда проседая до 55. Если нужно больше 60 FPS, просто включаем генерацию кадров.

Indiana Jones and the Great Circle

Новая игра про Индиану Джонса от MachineGames – это интерактивный фильм, и выглядит он просто сногсшибательно благодаря трассировке.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Трассировка имитирует тень каждой травинки.

Динамичный свет в помещениях – это круто! Исследовать гробницы и катакомбы стало намного интереснее благодаря реалистичному освещению. Фонарик Индианы испускает лучи, которые преломляются, рассеиваются на поверхностях и динамически влияют на окружение. Мокрые стены пещер, артефакты и мозаики выглядят очень реалистично. Каждое движение Инди заставляет тени меняться в реальном времени, придавая происходящему глубину.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Более мягкое освещение может полностью преобразить сцену.

В приключениях Индианы средний FPS составил 81 на ультрах без трассировки. С трассировкой – около 40 FPS с DLSS в режиме качества. Чтобы получить больше 60 кадров, можно включить генератор кадров или использовать многокадровую генерацию, чтобы выжать больше 100 FPS.

Assassin's Creed Shadows

Assassin's Creed Shadows от Ubisoft переносит нас в эпоху феодальной Японии и наглядно демонстрирует, как технология трассировки лучей преображает визуальное восприятие открытых игровых миров. Глобальное освещение добавляет детальности и динамики окружению.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Особенно заметно преображение помещений.

В Shadows реализованы реалистичные циклы смены дня и ночи, влияющие на освещение. Меняется не только оттенок света, но и то, как он играет на бамбуковых рощах, рисовых полях и традиционной архитектуре.

Отражения тоже впечатляют: дождливые улицы, отражения неба в водоемах и блеск оружия выглядят просто завораживающе благодаря рейтрейсингу. Плавные переходы между светом и тенью добавляют реализма при перемещении в тени или укрытии за объектами.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Что касается производительности, то игра довольно требовательна. С включенной трассировкой лучей я получала около 83 FPS, с редкими просадками до 60. Отключение рейтрейсинга повышало FPS примерно на 10-12 кадров, в зависимости от локации.

Black Myth: Wukong

Black Myth: Wukong от китайской студии Game Science впечатляет графикой нового поколения. Это не просто красивая игра, а настоящая демонстрация возможностей трассировки лучей.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

На скриншотах видно, как рейтрейсинг добавляет глубину изображению, акцентируя внимание на освещении и деталях удаленных объектов.

Освещение в игре просто фантастическое. Динамические отражения и рассеянный свет в реальном времени преображают каждую сцену, будь то сражение на замерзшем озере или исследование огненной пещеры.

Окружающая среда реагирует на все: снег, грязь и вода реалистично взаимодействуют с персонажами, светом и физикой. Реалистичные отражения видны не только в воде, но и на броне, оружии и даже на чешуе монстров.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

В Black Myth: Wukong на ультра-настройках с DLSS в режиме "Качество" я получала около 63 FPS без трассировки лучей. С включенным рейтрейсингом частота кадров падала до 40, но игра оставалась комфортной. С генерацией кадров FPS практически не опускался ниже 60.

Control

Игра Control от Remedy, хоть и вышла в 2019-м, до сих пор показывает, насколько круто трассировка лучей может преобразить картинку. Так что этот момент точно стоит учитывать.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Более точные отражения света и цвета делают сцену намного реалистичнее.

Отражения выглядят очень живо и правдоподобно. Окна, мокрые полы, металлические стены в офисах FBC – все это отражает мир вокруг и характер главной героини, Джесси, в реальном времени. Это создает очень цельную и мрачную атмосферу. Тени стали реалистичнее. Источники света (лампы, мониторы) отбрасывают размытые тени, которые меняются в зависимости от расстояния и яркости. Эффекты частиц тоже крутые: пыль, искры, обломки – все это взаимодействует со светом, делая бои еще более реалистичными и хаотичными.

Стоит ли отключать трассировку лучей в 2025 году – что это, как работает и почему сейчас доступнее

Отражения делают офисы визуально больше.

В этой игре трассировка лучей работает просто отлично, средний FPS около 138. Геймплей очень плавный и отзывчивый. Настройки графики почти не влияют на производительность, так как игра и так легко выдает стабильные 60 FPS с запасом. Небольшие просадки, если и бывают, вообще не портят впечатления.

Заключение

В общем, трассировка лучей – это уже не просто дорогая фишка для топовых видеокарт. Благодаря новым архитектурам GPU, DLSS 4 и генерации кадров, видеокарты NVIDIA GeForce RTX 50-й серии делают игры красивее и плавнее, чем когда-либо.

Современные игры не только выглядят лучше, но и отлично играются с трассировкой лучей даже на RTX 5060 Ti с 16 ГБ памяти. Это доказывает, что графическая революция и реалистичность в играх наконец-то становятся реальностью для всех. Времена, когда приходилось отключать трассировку лучей ради FPS, уходят в прошлое.


Подписывайтесь на наши соц. сети и получайте больше новостей!

Комментарии

Содержание

В начало
Что же представляет собой трассировка лучей на самом деле?
Почему технология трассировки лучей долгое время не находила широкого применения?
Игры с с трассировкой лучей и без
Заключение
Комментарии

youtube
Сайт может использовать файлы cookie для работы, улучшения сервиса и показа персональных предложений. Подробнее об этом в Политике конфиденциальности.
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой cookie.
Закрыть
licnt20A2