Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

30 апреля

Indika от отечественной студии Odd Meter на первый взгляд кажется каким-то сумбурным и непонятным миксом всего и вся. Но поверьте, в этом хаосе есть свой особый шарм и логика.

Обзор основан на PC версии игры.

«Индика» – реально одна из самых необычных игр. Несмотря на то, что пробежать ее можно довольно быстро, где-то за 3-5 часов, в начале она производит впечатление сборной солянки из всего, что только можно. Основной сюжет подается как классическое приключение от третьего лица, с графикой, стремящейся к реализму и минималистичным интерфейсом. Музыкальное сопровождение сложно описать одним словом, но это точно не те мелодии, которые обычно ожидаешь услышать в истории про монахиню. Скорее что-то ближе к чиптюну и синтипопу, а не к церковным песнопениям. Периодически мы попадаем на уровни с пиксельной графикой, как будто перенеслись в 8-битные игры на Amiga, или собираем очки опыта, находя разные артефакты.

Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

Окей, но о чем же все это? В игре мы следим за историей главной героини – монахини, родом, скорее всего, из Сибири или других отдаленных уголков Российской империи. Действие происходит, вероятно, в начале XX века, хотя точно сказать сложно. Мир вокруг похож на наш, но с каким-то небольшим искажением, как будто что-то немного сдвинулось.

Жизнь Индики в монастыре не сахар; старшие монахини, кажется, специально издеваются над ней, подкидывая бессмысленные задания и лишая еды. Вскоре героиню отправляют с поручением – доставить письмо в другой монастырь. В пути она встречает раненого солдата по имени Илья.

Все это время рядом с Индикой кто-то есть. Это как бы внутренний голос, хотя он говорит прямо в голове у девочки и обращается к нам так же часто, как и к ней. В игре об этом прямо не говорится, но все указывает на то, что это сам дьявол шепчет Индике всякие гадости. Диалоги между ними – одна из самых сильных сторон игры. Появление голоса в голове – это не только интересный ход (хотя мы уже видели такое в Hellblade), но и темы этих разговоров, их оригинальность и то, насколько хорошо они написаны, делают их одним из главных достижений игры. Но прежде чем переходить к другим плюсам и минусам, пора задать самый важный вопрос.

Играбельный Ад

Часто спрашивают, есть ли вообще геймплей в играх, где сюжет на первом месте. "Индика" – как раз такая игра. И да, геймплей тут есть, но с нюансами. Большая часть времени – это ходьба, прослушивание диалогов и просмотр кат-сцен. Кстати, кат-сцены нельзя пропустить, так что придется смотреть даже при повторном прохождении уровня. Но разбавляют это дело логические и экологические головоломки.

Правда, игра не особо стремится облегчить нам жизнь. Намеков почти нет, а если и есть, то такие тонкие, что легко пропустить. Лично я пару раз застревала надолго, и я уверена, что не я одна такая.

В игре есть и аркадные вставки, например, когда приходится убегать от преследователя в панике. Еще разнообразие добавляют платформенные эпизоды, будто взятые из старых игр на Pegasus или Amiga. И да, тут можно умереть, но ничего страшного – просто вернешься к ближайшему чекпоинту, которые, к счастью, расставлены довольно часто (особенно в платформенных моментах).

Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

Чтобы уж точно убедить нас, что это игра, разработчики добавили систему опыта. Звучит странно, но уникальность прокачки в "Индике" в том, что она намеренно бессмысленна. Новые уровни дают лишь бонусы к очкам, которые можно получить за разблокировку перков. А способы получения очков довольно обычные: за выполнение заданий (с ними тоже не все просто, но это вам придется узнать самим), за нахождение коллекционных предметов (хотя не за все) и за зажигание свечей в небольших часовнях с иконами святых.

Еще интересно, как игра вознаграждает наши действия. Я говорю не про очки, а про трофеи. Некоторые из них даются за взаимоисключающие вещи, так что придется пройти игру несколько раз, чтобы собрать их все (что несложно, учитывая ее продолжительность). Фишка в том, что награды можно получить даже за неудачи. Вы получите ачивку после нескольких падений в реку или во время выполнения задания. Не буду спойлерить все, просто скажу, что трофеи, как и все в игре, полны иронии, сарказма и отсылок к религии.

Вся суть в мелочах

Игра не требует топового железа. Запустится даже на слабом ПК, а на среднем потянет высокие настройки графики без проблем. Никаких багов или лагов я не встретила, ничего не отвлекало от сюжета и геймплея. Хотя, с другой стороны, картинка очень даже приятная. Конечно, суперреализма ждать не стоит – вода тут скорее как кисель, но вот движения ткани, например, вуали или рясы, выглядят классно.

Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

Indika в целом выдержана в скромной стилистике, хотя порой деталей чересчур, особенно в интерьерах. Видно, что игру делали русские – много декора, домики в деревне проработаны детально, полно всяких жутковатых предметов. Всё это контрастирует с суровыми сибирскими пейзажами, на фоне которых ггшка в своем черном наряде выглядит очень эффектно. Цветовая палитра не очень широкая, но она меняется в зависимости от локации. Снаружи преобладают холодные серые тона, а внутри – теплые оттенки сепии и бежевого. И на этом фоне ярко выделяются моменты, когда реальность превращается в ад с насыщенным красным цветом.

"Индика" – это такой артхаус в мире игр, который давно должен был появиться, но пока что остается смелым экспериментом. Эксперимент удачный, хотя "Индика" ходит по очень тонкому льду. Этапы симулятора ходьбы и сюжет – интересная история о необычной монахине, перемежаются головоломками с окружением – в основном нужно использовать кран или передвигать ящики. И вот ты стоишь и думаешь, чего хотел автор. Вместо того чтобы следить за судьбой Индики и ее спутника, хочется рвать на себе волосы – особенно, когда головоломки молчаливые, герои не разговаривают, и кажется, что это просто препятствия, чтобы затянуть игру. Обидно, ведь идея классная, мир оригинальный, персонажи интересные, но после прохождения "Индики" я почувствовал усталость. Хотя игра совсем короткая.

– Мнение одного из редакторов

Эффект зловещей долины

Как я уже говорила, мир "Индики" ощутимо отличается от привычного нам. Отправной точкой служит реальность, с которой большинство из нас вряд ли столкнется, если только жизнь не подбросит особых сюрпризов. Речь идет о монастырской жизни, о которой у нас есть определенные представления, но без личного опыта в монастыре мы можем полагаться только на них. В монастыре, где живет Индика (какой именно орден – не уточняется), установлены жесткие правила, что видно по тому, что Индике, несмотря на ее просьбы, не дают разрешения покинуть монастырь на год.

Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

Но монастырь – это лишь начало. Игра постоянно пытается исказить реальность, и делает это не только с помощью чудовищ, дьяволов или паранормальных явлений. Разработчики берут обыденные вещи, например, мотоцикл или завод, и деформируют их: меняют размеры, добавляют необычные свойства. В сочетании с реалистичной графикой, эти изменения создают ощущение чего-то потустороннего на каждом шагу, которое усиливается отношением персонажей к происходящему. Например, они могут обращать внимание на резкий запах рыбы на фабрике, но совершенно не удивляться ее гигантским размерам.

Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

Тем не менее, разрабы не перегибают палку. Мир странный, но не настолько, чтобы отпугнуть тех, кто не знаком с играми вроде "Мор.Утопия" или фильмами Лантимоса.

Таким образом, мир "Индики" намеренно нереален, что только подчеркивает жестокий реализм человеческих поступков. Не возникает сомнений, что отношение других монахинь к Индике вполне возможно в замкнутом, иерархическом сообществе, где жизнь подчиняется строгим правилам. Убедительными кажутся и отношения между Индикой и Илией, происходящие в сюрреалистичном мире на фоне военных действий и насилия.

Вопросы религиозности

Даже если мне предстоит пройти через самое мрачное ущелье, в центре внимания игры — тема религии, а именно, вопросы веры, которые мучают Индику. Парадоксально, но её сомнения возникают именно из-за того, что она монахиня. Эти темы постоянно всплывают в её диалогах с Ильёй. Разработчики отлично справились с созданием двух персонажей, чьи взгляды на религию кардинально расходятся. Илья, бывший атеист, после серьёзного ранения начинает верить, что Бог спас ему жизнь. Его вера проста и непоколебима, он защищает религиозные догмы с энтузиазмом новообращённого, не задумываясь о возможных противоречиях.

Индика же, напротив, терзается сомнениями относительно устройства религии и действий Бога, которого она, в частности, обвиняет в ограничении свободы воли под маской любви и заботы. Она не столько атеистка, сколько скептик, подвергающая сомнению устоявшиеся догмы и задающая неудобные вопросы. Интересно, что их взгляды не шаблонны. Казалось бы, именно Индика должна отстаивать каноны веры, а Илья, солдат, чудом выживший после побега из тюрьмы, имеет право сомневаться. Но всё наоборот, что придаёт истории оригинальность. Кроме того, игра показывает разницу в их "жизненной хватке". Именно Индика управляет мотоциклом, не только потому, что у Ильи повреждена рука, но и потому, что он даже не знает, как его завести, а у неё это получается без проблем.

Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

Этот контраст между персонажами — одна из сильных сторон сюжета. Важно также, что оба они вышли из репрессивных систем: Индика покинула монастырь, а Илья бежал из армии и от ареста. Оба испытали на себе лишения свободы, принудительное подчинение и тотальный контроль.

В игре есть механика, когда окружающий мир на мгновение преображается в подобие ада. Этот дьявол, проявляющийся как голос в голове героини, искажает её реальность и мешает двигаться дальше. Чтобы вернуть мир в нормальное состояние, Индика должна молиться (а игрок — удерживать правую кнопку мыши). Благодаря молитве мы можем преодолевать препятствия, которые удерживают Индику. Важно использовать пространство как в обычном, так и в "дьявольском" виде.

Систему сбора баллов можно рассматривать как аллегорию религиозности. Индика получает их за выполнение обязанностей и зажжение свечей, то есть за демонстрацию послушания и поверхностное поклонение. Как говорится в игре, эти очки "бессмысленны", и Индика собирает их просто ради сбора. Но достаточно одной ошибки, чтобы всё испортить.

Обзор игры Indika — странное повествование о религии и насилии со своим особым шармом и логикой

Самым ярким проявлением религиозности является сам орден, о котором мы знаем немного, но можем сделать выводы на основе увиденного. Вера сестёр Индики поверхностна. Они соблюдают ритуалы и посещают службы, но при этом унижают молодую монахиню под предлогом воспитания. Знали ли монахини, отправляя Индику с письмом, что она не вернётся? Возможно, в глубине души они этого и хотели. Когда старшая монахиня провожает Индику до двери, она не прощается и даже не ждёт, пока та выйдет на улицу, а сразу же захлопывает дверь.

Одно из слов, которые Индика часто повторяет, – "Мне жаль". Это первые слова, которые мы от неё слышим. Индике плохо в монастыре не потому, что она злая или непокорная, а потому, что она потерялась в этой реальности. Это связано с тем, что происходит у неё в голове, и с тем, что она просто не вписывается в это место. Индика постоянно напугана или грустна, что подчёркивается её отсутствующим взглядом. Ещё один признак стресса — она грызёт ногти, когда остаётся одна.

Важно, что высказывания Индики применимы к любой религии. Хотя сеттинг игры предполагает, что героиня принадлежит к православному монастырю, её слова универсальны и касаются основ религиозности, таких как свобода воли и божественные намерения.

Хотя и кажется, что бюджет игры был не самым большим, это абсолютно не бросается в глаза. Наоборот, всё выполнено в минималистичном стиле, с довольно сдержанной цветовой палитрой. Есть даже один момент, который вызывает вопросы: во время смерти Индики, перед перезагрузкой, слышно бормотание рассказчика, причем всегда на русском, независимо от выбранного языка. Непонятно, то ли это недоработка, то ли хитрый намёк на то, что в критические моменты дьявол говорит только по-русски?

В целом, "Индика" – игра странная, но эта странность скорее привлекает. Она не пытается эпатировать, а спорные моменты выглядят уместно, а не ради шока. История разворачивается в мире, немного отличающемся от нашего, но события логичны и увлекают.

Напряжение, связанное с Индикой и Ильей, ощущается, но, к сожалению, к концу игры оно спадает. Кажется, что в последней четверти разработчики немного потеряли направление и решили побыстрее закончить. Эти эпизоды не то чтобы неинтересны, но на фоне начала игры ощущается некоторая недосказанность.

Сюрреалистичный мир, неординарная героиня, отличные диалоги и глубокий анализ религиозности, послушания и свободы воли делают "Индику" чем-то особенным. С точки зрения геймплея игра тоже предлагает уникальные решения. Этакий Франкенштейн, собранный из разных, казалось бы, несовместимых элементов, но представляющий собой цельное произведение, заслуживающее внимания тех, кто ищет в играх не только развлечение, но и захватывающий сюжет.

  • Плюсы: захватывающий сюжет, запоминающиеся персонажи, неповторимая атмосфера и графика, куча отсылок и пасхалок.
  • Минусы: динамика проседает к концу, отсутствие подсказок в сложных головоломках может раздражать.

Подписывайтесь на наши соц. сети и получайте больше новостей!

Комментарии

Содержание

В начало
Играбельный Ад
Вся суть в мелочах
Эффект зловещей долины
Вопросы религиозности
Комментарии

youtube
Сайт может использовать файлы cookie для работы, улучшения сервиса и показа персональных предложений. Подробнее об этом в Политике конфиденциальности.
Продолжая использовать сайт, Вы соглашаетесь с Условиями использования и Политикой cookie.
Закрыть
licnt20A2