Indika от отечественной студии Odd Meter на первый взгляд кажется каким-то сумбурным и непонятным миксом всего и вся. Но поверьте, в этом хаосе есть свой особый шарм и логика.
Обзор основан на PC версии игры.
«Индика» – реально одна из самых необычных игр. Несмотря на то, что пробежать ее можно довольно быстро, где-то за 3-5 часов, в начале она производит впечатление сборной солянки из всего, что только можно. Основной сюжет подается как классическое приключение от третьего лица, с графикой, стремящейся к реализму и минималистичным интерфейсом. Музыкальное сопровождение сложно описать одним словом, но это точно не те мелодии, которые обычно ожидаешь услышать в истории про монахиню. Скорее что-то ближе к чиптюну и синтипопу, а не к церковным песнопениям. Периодически мы попадаем на уровни с пиксельной графикой, как будто перенеслись в 8-битные игры на Amiga, или собираем очки опыта, находя разные артефакты.
Окей, но о чем же все это? В игре мы следим за историей главной героини – монахини, родом, скорее всего, из Сибири или других отдаленных уголков Российской империи. Действие происходит, вероятно, в начале XX века, хотя точно сказать сложно. Мир вокруг похож на наш, но с каким-то небольшим искажением, как будто что-то немного сдвинулось.
Жизнь Индики в монастыре не сахар; старшие монахини, кажется, специально издеваются над ней, подкидывая бессмысленные задания и лишая еды. Вскоре героиню отправляют с поручением – доставить письмо в другой монастырь. В пути она встречает раненого солдата по имени Илья.
Все это время рядом с Индикой кто-то есть. Это как бы внутренний голос, хотя он говорит прямо в голове у девочки и обращается к нам так же часто, как и к ней. В игре об этом прямо не говорится, но все указывает на то, что это сам дьявол шепчет Индике всякие гадости. Диалоги между ними – одна из самых сильных сторон игры. Появление голоса в голове – это не только интересный ход (хотя мы уже видели такое в Hellblade), но и темы этих разговоров, их оригинальность и то, насколько хорошо они написаны, делают их одним из главных достижений игры. Но прежде чем переходить к другим плюсам и минусам, пора задать самый важный вопрос.
Играбельный Ад
Часто спрашивают, есть ли вообще геймплей в играх, где сюжет на первом месте. "Индика" – как раз такая игра. И да, геймплей тут есть, но с нюансами. Большая часть времени – это ходьба, прослушивание диалогов и просмотр кат-сцен. Кстати, кат-сцены нельзя пропустить, так что придется смотреть даже при повторном прохождении уровня. Но разбавляют это дело логические и экологические головоломки.
Правда, игра не особо стремится облегчить нам жизнь. Намеков почти нет, а если и есть, то такие тонкие, что легко пропустить. Лично я пару раз застревала надолго, и я уверена, что не я одна такая.
В игре есть и аркадные вставки, например, когда приходится убегать от преследователя в панике. Еще разнообразие добавляют платформенные эпизоды, будто взятые из старых игр на Pegasus или Amiga. И да, тут можно умереть, но ничего страшного – просто вернешься к ближайшему чекпоинту, которые, к счастью, расставлены довольно часто (особенно в платформенных моментах).
Чтобы уж точно убедить нас, что это игра, разработчики добавили систему опыта. Звучит странно, но уникальность прокачки в "Индике" в том, что она намеренно бессмысленна. Новые уровни дают лишь бонусы к очкам, которые можно получить за разблокировку перков. А способы получения очков довольно обычные: за выполнение заданий (с ними тоже не все просто, но это вам придется узнать самим), за нахождение коллекционных предметов (хотя не за все) и за зажигание свечей в небольших часовнях с иконами святых.
Еще интересно, как игра вознаграждает наши действия. Я говорю не про очки, а про трофеи. Некоторые из них даются за взаимоисключающие вещи, так что придется пройти игру несколько раз, чтобы собрать их все (что несложно, учитывая ее продолжительность). Фишка в том, что награды можно получить даже за неудачи. Вы получите ачивку после нескольких падений в реку или во время выполнения задания. Не буду спойлерить все, просто скажу, что трофеи, как и все в игре, полны иронии, сарказма и отсылок к религии.
Вся суть в мелочах
Игра не требует топового железа. Запустится даже на слабом ПК, а на среднем потянет высокие настройки графики без проблем. Никаких багов или лагов я не встретила, ничего не отвлекало от сюжета и геймплея. Хотя, с другой стороны, картинка очень даже приятная. Конечно, суперреализма ждать не стоит – вода тут скорее как кисель, но вот движения ткани, например, вуали или рясы, выглядят классно.
Indika в целом выдержана в скромной стилистике, хотя порой деталей чересчур, особенно в интерьерах. Видно, что игру делали русские – много декора, домики в деревне проработаны детально, полно всяких жутковатых предметов. Всё это контрастирует с суровыми сибирскими пейзажами, на фоне которых ггшка в своем черном наряде выглядит очень эффектно. Цветовая палитра не очень широкая, но она меняется в зависимости от локации. Снаружи преобладают холодные серые тона, а внутри – теплые оттенки сепии и бежевого. И на этом фоне ярко выделяются моменты, когда реальность превращается в ад с насыщенным красным цветом.
"Индика" – это такой артхаус в мире игр, который давно должен был появиться, но пока что остается смелым экспериментом. Эксперимент удачный, хотя "Индика" ходит по очень тонкому льду. Этапы симулятора ходьбы и сюжет – интересная история о необычной монахине, перемежаются головоломками с окружением – в основном нужно использовать кран или передвигать ящики. И вот ты стоишь и думаешь, чего хотел автор. Вместо того чтобы следить за судьбой Индики и ее спутника, хочется рвать на себе волосы – особенно, когда головоломки молчаливые, герои не разговаривают, и кажется, что это просто препятствия, чтобы затянуть игру. Обидно, ведь идея классная, мир оригинальный, персонажи интересные, но после прохождения "Индики" я почувствовал усталость. Хотя игра совсем короткая.
– Мнение одного из редакторов
Эффект зловещей долины
Как я уже говорила, мир "Индики" ощутимо отличается от привычного нам. Отправной точкой служит реальность, с которой большинство из нас вряд ли столкнется, если только жизнь не подбросит особых сюрпризов. Речь идет о монастырской жизни, о которой у нас есть определенные представления, но без личного опыта в монастыре мы можем полагаться только на них. В монастыре, где живет Индика (какой именно орден – не уточняется), установлены жесткие правила, что видно по тому, что Индике, несмотря на ее просьбы, не дают разрешения покинуть монастырь на год.
Но монастырь – это лишь начало. Игра постоянно пытается исказить реальность, и делает это не только с помощью чудовищ, дьяволов или паранормальных явлений. Разработчики берут обыденные вещи, например, мотоцикл или завод, и деформируют их: меняют размеры, добавляют необычные свойства. В сочетании с реалистичной графикой, эти изменения создают ощущение чего-то потустороннего на каждом шагу, которое усиливается отношением персонажей к происходящему. Например, они могут обращать внимание на резкий запах рыбы на фабрике, но совершенно не удивляться ее гигантским размерам.
Тем не менее, разрабы не перегибают палку. Мир странный, но не настолько, чтобы отпугнуть тех, кто не знаком с играми вроде "Мор.Утопия" или фильмами Лантимоса.
Таким образом, мир "Индики" намеренно нереален, что только подчеркивает жестокий реализм человеческих поступков. Не возникает сомнений, что отношение других монахинь к Индике вполне возможно в замкнутом, иерархическом сообществе, где жизнь подчиняется строгим правилам. Убедительными кажутся и отношения между Индикой и Илией, происходящие в сюрреалистичном мире на фоне военных действий и насилия.
Вопросы религиозности
Даже если мне предстоит пройти через самое мрачное ущелье, в центре внимания игры — тема религии, а именно, вопросы веры, которые мучают Индику. Парадоксально, но её сомнения возникают именно из-за того, что она монахиня. Эти темы постоянно всплывают в её диалогах с Ильёй. Разработчики отлично справились с созданием двух персонажей, чьи взгляды на религию кардинально расходятся. Илья, бывший атеист, после серьёзного ранения начинает верить, что Бог спас ему жизнь. Его вера проста и непоколебима, он защищает религиозные догмы с энтузиазмом новообращённого, не задумываясь о возможных противоречиях.
Индика же, напротив, терзается сомнениями относительно устройства религии и действий Бога, которого она, в частности, обвиняет в ограничении свободы воли под маской любви и заботы. Она не столько атеистка, сколько скептик, подвергающая сомнению устоявшиеся догмы и задающая неудобные вопросы. Интересно, что их взгляды не шаблонны. Казалось бы, именно Индика должна отстаивать каноны веры, а Илья, солдат, чудом выживший после побега из тюрьмы, имеет право сомневаться. Но всё наоборот, что придаёт истории оригинальность. Кроме того, игра показывает разницу в их "жизненной хватке". Именно Индика управляет мотоциклом, не только потому, что у Ильи повреждена рука, но и потому, что он даже не знает, как его завести, а у неё это получается без проблем.
Этот контраст между персонажами — одна из сильных сторон сюжета. Важно также, что оба они вышли из репрессивных систем: Индика покинула монастырь, а Илья бежал из армии и от ареста. Оба испытали на себе лишения свободы, принудительное подчинение и тотальный контроль.
В игре есть механика, когда окружающий мир на мгновение преображается в подобие ада. Этот дьявол, проявляющийся как голос в голове героини, искажает её реальность и мешает двигаться дальше. Чтобы вернуть мир в нормальное состояние, Индика должна молиться (а игрок — удерживать правую кнопку мыши). Благодаря молитве мы можем преодолевать препятствия, которые удерживают Индику. Важно использовать пространство как в обычном, так и в "дьявольском" виде.
Систему сбора баллов можно рассматривать как аллегорию религиозности. Индика получает их за выполнение обязанностей и зажжение свечей, то есть за демонстрацию послушания и поверхностное поклонение. Как говорится в игре, эти очки "бессмысленны", и Индика собирает их просто ради сбора. Но достаточно одной ошибки, чтобы всё испортить.
Самым ярким проявлением религиозности является сам орден, о котором мы знаем немного, но можем сделать выводы на основе увиденного. Вера сестёр Индики поверхностна. Они соблюдают ритуалы и посещают службы, но при этом унижают молодую монахиню под предлогом воспитания. Знали ли монахини, отправляя Индику с письмом, что она не вернётся? Возможно, в глубине души они этого и хотели. Когда старшая монахиня провожает Индику до двери, она не прощается и даже не ждёт, пока та выйдет на улицу, а сразу же захлопывает дверь.
Одно из слов, которые Индика часто повторяет, – "Мне жаль". Это первые слова, которые мы от неё слышим. Индике плохо в монастыре не потому, что она злая или непокорная, а потому, что она потерялась в этой реальности. Это связано с тем, что происходит у неё в голове, и с тем, что она просто не вписывается в это место. Индика постоянно напугана или грустна, что подчёркивается её отсутствующим взглядом. Ещё один признак стресса — она грызёт ногти, когда остаётся одна.
Важно, что высказывания Индики применимы к любой религии. Хотя сеттинг игры предполагает, что героиня принадлежит к православному монастырю, её слова универсальны и касаются основ религиозности, таких как свобода воли и божественные намерения.
Хотя и кажется, что бюджет игры был не самым большим, это абсолютно не бросается в глаза. Наоборот, всё выполнено в минималистичном стиле, с довольно сдержанной цветовой палитрой. Есть даже один момент, который вызывает вопросы: во время смерти Индики, перед перезагрузкой, слышно бормотание рассказчика, причем всегда на русском, независимо от выбранного языка. Непонятно, то ли это недоработка, то ли хитрый намёк на то, что в критические моменты дьявол говорит только по-русски?
В целом, "Индика" – игра странная, но эта странность скорее привлекает. Она не пытается эпатировать, а спорные моменты выглядят уместно, а не ради шока. История разворачивается в мире, немного отличающемся от нашего, но события логичны и увлекают.
Напряжение, связанное с Индикой и Ильей, ощущается, но, к сожалению, к концу игры оно спадает. Кажется, что в последней четверти разработчики немного потеряли направление и решили побыстрее закончить. Эти эпизоды не то чтобы неинтересны, но на фоне начала игры ощущается некоторая недосказанность.
Сюрреалистичный мир, неординарная героиня, отличные диалоги и глубокий анализ религиозности, послушания и свободы воли делают "Индику" чем-то особенным. С точки зрения геймплея игра тоже предлагает уникальные решения. Этакий Франкенштейн, собранный из разных, казалось бы, несовместимых элементов, но представляющий собой цельное произведение, заслуживающее внимания тех, кто ищет в играх не только развлечение, но и захватывающий сюжет.
- Плюсы: захватывающий сюжет, запоминающиеся персонажи, неповторимая атмосфера и графика, куча отсылок и пасхалок.
- Минусы: динамика проседает к концу, отсутствие подсказок в сложных головоломках может раздражать.