"Коммандос" снова с нами, и это вызывает смешанные чувства. С одной стороны, здорово снова почувствовать себя в шкуре бравого сержанта О'Хары и помешать коварным планам немцев. С другой – наши ветераны уже не те, что прежде.
Обзор написан на основе PC-версии.
"Коммандос" породил жанр тактических стелс-игр, который сначала был на подъеме, но потом уснул на долгие годы. И вот, спустя время после триумфа Shadow Tactics от Mimimi Games, игра снова в строю.
Увы, возвращение Commandos: Origins получилось неоднозначным. Новая игра – всего лишь среднячок в жанре, который сама же и запустила. Рада была повидать старых знакомых, веселого водилу, хмурого шпиона и ворчливого "зеленого берета" – голоса подобраны отлично. Но в таком виде я бы не рискнула отправить их взрывать пушки Навароне.
Такое себе возвращение с ноткой ностальгии
Commandos: Origins, как ясно из названия, рассказывает о начале пути группы уникальных бойцов союзников, вдохновленных фильмами вроде "Дюжины грязных" и "Там, где гнездятся орлы". Мы познакомились с ними почти 30 лет назад, в далеком 1998, когда с восторгом запустили первую часть серии, "В тылу врага". Сюжет в Origins, конечно, прост до безобразия, но в Commandos играют не ради захватывающей истории, а ради атмосферы военной истории, как в голливудской классике. И таких моментов здесь хватает, хотя, возможно, их и меньше, чем в оригинале.
Но сразу скажу, что возвращение Commandos получилось очень консервативным: нововведений почти нет, а в остальном это все те же старые добрые Commandos. В Origins, как и раньше, мы выполняем опасные миссии во вражеском тылу. Нам предстоит взрывать печально известные Ju 87, проникать на базу подводных лодок или спасать членов сопротивления. Карты кишат немцами, и их нужно устранять по одному, чтобы не подняли тревогу. Врагов можно оглушить, но я лично это не люблю.
В миссиях мы используем навыки наших персонажей. Водолаз может ликвидировать врага метательным ножом, шпион – отвлечь разговором, а у сапера есть мощные медвежьи капканы. Чтобы игра не казалась слишком простой, в каждой миссии мы управляем только частью команды, что требует иного подхода, ведь герои уникальны.
В новой Commandos игровой процесс действительно хорош, дебютанты из Claymore Game Studios сумели не испортить классическую формулу. До уровня Mimimi Games (Desperados 3, Shadow Tactics) еще далеко, но игра не оттолкнула меня, в отличие от творений Destructive Creations (63 Days или War Mongrels). Возможно, дело в юморе, который всегда был в Commandos и сохранился в Origins.
Игра напоминает шашки. У врагов есть маршруты патрулирования и зоны обзора, и нам нужно найти слабое место – немца, которого можно выманить и тихо устранить, чтобы продвинуться дальше. Признаюсь, я получала огромное удовольствие, решая эти микро-головоломки и пробираясь по базе под носом у охраны. Несмотря на недостатки, 30 часов пролетели незаметно. Поэтому жаль, что в остальном Commandos не оправдала ожиданий.
Куча ошибок и уровни, подобные лабиринтам
Итак, в Commandos: Origins платформа-то вроде бы крепкая, но вот надстройка получилась какой-то скудноватой и неуютной. Да, можно спланировать одновременные действия каждому бойцу, но это, пожалуй, и всё из интересного. Быстро утомляет, что нельзя, например, накидать команде цепочку задач. Чтобы провести их через всю карту, приходится постоянно следить за каждым шагом, иначе они ломанутся напрямую, а там – враги на каждом углу.
Лазить по шестам и лестницам – вообще русская рулетка: заметят тебя или нет (а ведь эти зоны видимости не отображаются!). И это большая проблема, потому что немцы то видят сквозь стены, то не видят, а некоторые препятствия для них вообще не помеха.
Мы часто не можем наверняка сказать, засекут ли труп в данном месте или нет (с читаемостью тут беда) – приходится тупо проверять на месте. Бывает, что немец, которого атакуешь со спины, внезапно разворачивается и поднимает тревогу. Вроде бы мелочи, но они отнимают кучу времени, потому что порой, чтобы затащить врага в ловушку, нужно раз 10 перезагрузиться.
Хуже того, некоторые уровни – это просто кишка какая-то, а на других есть узкие места, и выбор, как подступиться к задаче, сводится к двум похожим путям. Это душит креатив и портит всю малину. Вместо того, чтобы придумать крутой способ обойти врагов, я просто продираюсь сквозь толпы охранников, выверяя каждое убийство до миллиметра или доли секунды (а это куча быстрых сохранений и не самых быстрых загрузок). Если вам нравятся такие челленджи, то Origins – ваша игра. Но меня напрягает, что часто всё сводится к точному расчету, а не к полёту фантазии.
Графика и ИИ врагов не очень
Графон тут такой, какой он есть, каждый это увидит. Да, я играла на средних настройках на своей видяхе (GTX 1070), но это не оправдывает всю угловатость картинки. Плюс ко всему, с оптимизацией тоже беда. Визуально игра не так уж плоха, но вот дизайн карт вообще не впечатляет. Не думаю, что хоть одна из них мне запомнится, в отличие от тех, что были в первой части Commandos. Ну, разве что миссия на аэродроме в Африке - она была довольно крутой.
Мне показалось, что некоторые карты слишком огромные. Лучше бы сделали больше маленьких и интересных миссий, потому что в этих больших пространствах под конец миссии я начинала уставать. То же самое с кампанией, игра быстро перестает удивлять (или даже не начинает, если ты опытный игрок), так что под конец уже хочется разнообразия.
К сожалению, в Commandos: Origins есть и другие мелкие недостатки, и неудобное управление. Конусы видимости противника иногда показываются некорректно. Ещё есть проблемы с многоуровневыми картами, которые неудобно просматривать, но их немного. И да, ИИ охраны постоянно сбивается. По идее, они должны ходить по территории и болтать друг с другом, а потом возвращаться к патрулированию. Но эти разговоры длятся вечно. Видимо, у них много воспоминаний с Восточного фронта. Этот баг часто облегчает игру, потому что без охранника, бродящего по территории, проще пробраться. Иногда это мешало мне двигаться дальше, и приходилось отвлекать охранников, кидая камень рядом с болтающими немцами. Потом они приходили в себя и возвращались к своим делам.
Не могу похвалить русскую локализацию. Названия предметов порой странные, а некоторые куски текста вообще не переведены. Видимо, у переводчиков не было возможности протестировать свою работу. Но в любом случае, я рада, что даже те, кто не знает английский, смогут поиграть в новых Commandos.
Заключение
Commandos: Origins - проект, в котором чувствуется страсть, но, видимо, и ограниченный бюджет. Игра вернула меня в эпоху 90-х со всеми ее плюсами и минусами. Ностальгия греет душу, но управление порой оставляет желать лучшего. Тем не менее, время, потраченное на игру, не считаю потерянным, особенно когда удавалось пройти сложные, хорошо проработанные миссии, где можно было проявить креативность.
В целом, я советовала бы ее заядлым фанатам жанра, которые переиграли во все подобные стелс-игры. Если же вы только начинаете знакомиться с жанром, то лучше обратить внимание на более качественные проекты от Mimimi Games. Хотя, если вам интересна тематика Второй мировой, то выбор у вас не так велик.
В моем личном рейтинге игр подобного типа Commandos: Origins займет скромное место. Не хватает атмосферного саундтрека и детализированных карт. Хотелось бы видеть более развернутые отчеты после миссий (текущие отчеты содержат неточности по времени прохождения и путают персонажей). Обидно, что Commandos вернулись не в лучшей форме - они заслуживают большего. Если вкратце, то игра получилась "средней, весьма средней".
- Что понравилось: Ностальгия по былым временам иногда греет душу. Радует видеть старых знакомых из спецназа. Геймплей всё ещё держит планку, как и прежде. Несмотря на косяки, спасибо за наличие русской локализации. Ну и возможность рубиться вместе с друзьями – это всегда круто.
- Что не понравилось: Визуальная составляющая и оптимизация оставляют желать лучшего. Багов хватает, прямо глаза мозолят. Не хватает многих удобных фишек, которые облегчают жизнь. Часто уровни ощущаются как узкие кишки. И запоминающиеся карты, в плохом смысле.