Kingdom Come: Deliverance 2 возвращается, чтобы завершить историю Генриха из Скалицы! Спустя 7 лет ожидания, чешский эпос возвращается в еще более масштабном и захватывающем виде, но все так же верен реализму. Обзор основан на ПК-версии.
Kingdom Come: Deliverance 2, вышедшая в 2025 году, оправдала мои ожидания. Все лучшее из первой части стало еще лучше. Она не потеряла ни реализма, ни средневековой атмосферы, ни юмора. Игра стала больше, красивее, с множеством улучшений и новых механик.
Новая часть также технически более совершенна – меньше багов и лучше оптимизация. Возможно, она не столь впечатляет вниманием к деталям, но какая игра может сравниться с ней в этом плане?
Kingdom Come: Deliverance 2 – долгая и масштабная игра. Чтобы не испортить сюрпризы, о многом лучше умолчать, поэтому обойдемся без особо важных спойлеров в этом обзоре.
Kingdom Come 1.5 – и это хорошо!
Недоброжелатели, конечно, могут сказать, что Kingdom Come Deliverance 2 заслуживает оценку 1.5, а не полноценную двойку, но это было бы даже комплиментом. Первая часть была во многом отличной, и графически она до сих пор выглядит круто. Вторая часть – ее прямое продолжение. Именно "прямое", потому что она начинается с того же квеста, которым закончилась первая KCD семь лет назад. Так что радикальные изменения были бы странными, мягко говоря.
Мы снова с Яном Пташеком едем в замок Тросок. Эта неспешная поездка – отличный способ познакомить новичков (или напомнить ветеранам) о событиях первой части, органично вплетенных в геймплей. Нас ждет поездка с посольством к Отто Бургову, чтобы выяснить его политические взгляды. Чешская знать расколота: одни верны пленному королю Вацлаву, другие поддерживают его брата Сигизмунда Люксембургского, претендующего на трон. Генрих, вольно или невольно, ввязывается в эти политические интриги (на стороне Вацлава), но его личные трагедии и жажда мести Маркварту и Иштвану Тоту остаются на первом плане.
Вместо одного открытого мира нас ждут целых два!
Говоря об игровом пространстве, стоит упомянуть приятный сюрприз: в Kingdom Come: Deliverance 2 для исследования доступны две масштабные карты. Изначально предполагалось, что Куттенберг (современная Кутна-Гора) станет единственной крупной локацией. Но оказалось, что помимо него, есть еще один, практически не уступающий по размерам мир с деревушками, замками, полями и лесами. Куттенберг, хоть и больше Ратая из первой части, занимает лишь часть карты. Перемещаться между регионами можно, заплатив кучеру.
Окрестности "Чешского рая" с замком и земли вокруг Куттенберга выглядят очень реалистично. Это живой мир, где NPC заняты своими делами. Во многом это заслуга реалистичной графики: леса, растительность, дома и замки выглядят правдоподобно. Ландшафты очень похожи на местности южной Польши.
Персонажи живут по своему графику: днем работают, вечером отдыхают, а ночью спят. По дорогам ездят караваны, встречаются путники и бандиты. Пустоты или скуки вообще нет. Волки встречаются редко.
Исследование отличается от других игр. Здесь нет бессмысленных коллекционных предметов. В сундуках обычно лежат скромные вещи горожан. Но стоит исследовать каждый уголок, чтобы найти интересные пасхалки, факты или квесты. Есть и карты сокровищ, а также случайные события.
РПГ полна квестов
Вторая часть Kingdom Come: Deliverance буквально напичкана заданиями! Я уже говорила, что меня радует возможность заниматься обычными делами, а не спасать мир. В роли Генриха мы и мешки таскаем, и в тавернах деремся, и на свадьбах гуляем, и семьи мирим. Но и зрелищ тоже хватает. В KCD2 будут осады крепостей, где мы отталкиваем лестницы и закидываем врагов камнями. Кто играл в Operation Flashpoint, оценят отсылку к миссии After Montignac. А кто помнит сцену в монастыре из первой части? Казалось бы, сложно ее превзойти, но игра предлагает не менее необычные задания в том же духе. В общем, будет опыт, который вы больше нигде не получите.
Генрих часто будет детективом, ищущим улики. Звучит знакомо, но у нас нет никаких суперспособностей. Придется реально искать следы на тропах или кровь на деревьях. А еще мы побудем медиком и будем ухаживать за ранеными. И никакой кнопки "вылечить всех" тут нет! В квестах радует возможность выбора – выслушать длинную историю или попросить рассказать самое важное. И еще одна полезная штука – автоследование за NPC, который куда-то ведет. Работает и пешком, и верхом, и в городе, и в поле.
Kingdom Come гарантирует впечатления, которых нет в других RPG. И "мусорных" квестов почти нет. Каждый побочный квест – это целая история с неожиданными поворотами. И почти всегда есть свобода выбора – как решить проблему, кому помочь или вообще все забрать себе. Ну и романтика, конечно, тоже будет, особенно с новыми героинями. Хотя Генрих всегда может сказать, что скучает по Терезе.
Возня с бессмысленными диалогами
Бесит, когда в игре водят за нос с диалогами, создавая иллюзию выбора, который ни на что не влияет. Типа, намекают, что от твоих слов что-то зависит, а на деле игра как была линейной, так и осталась. Концовок сильно отличающихся нет, да и в квестах особо не разгуляешься. Ну, может, кто помрет или останется жив, но суть одна – все идет по прямой. Зачем тогда эти долгие разговоры, если все равно ничего не решаешь? Особенно добило, когда Генри в конце перечеркнул все, что я ему наговорила. Разрабы, видать, перестраховались, чтобы сюжет не сломать, но тогда и выборы надо было сделать помягче.
Реалистичность моральных дилемм
А вот моральные дилеммы в игре сделаны неплохо. Тут реально от твоих решений зависит, как все обернется. Генри может быть и благородным рыцарем, и гадким типом – сам выбираешь, и репутация соответствующая. В трактире могут принять как родного или вышвырнуть на улицу. Жаль только, что последствия этих дилемм не всегда влияют на дальнейшие события. Было бы круче, если бы решения, принятые раньше, аукались позже в игре.
Сложность не в самой игре, а в слабости Генри
Рассказ об оружии и боевой системе неразрывно связан с развитием персонажа. Многие считают Kingdom Come сложной игрой из-за боев и взлома замков, но это не совсем так. Трудности возникают, потому что Генри еще не прокачан. В начале игры его избивают, что оправдывает необходимость развития во второй части. Мы сами выбираем специализацию. Прокачиваются только используемые навыки, открывая новые возможности. Взлом замков сложен вначале, но потом становится легче не потому, что мы научились, а потому, что игра перестает искусственно усложнять задачу.
Это дает ощущение прогресса: чувствуешь себя сильнее. Когда Генри легко укладывает врагов стрелами, щитом или открывает сложные замки, вспоминаешь, как сложно было в начале.
Система развития персонажа дарит приятное чувство прогресса. Но забытый навык может оказаться нужным, а прокачанный до максимума – сделать игру слишком легкой. У меня так было с риторикой. Генри мог "договориться" в любой ситуации, что обесценивало некоторые квесты. Но это зависит от стиля игры. Слишком увлекаясь прокачкой и побочными заданиями, можно сделать Генри слишком сильным, что снизит интерес к игре. Важен баланс.
Старая боевка в новой версии
Боевая система претерпела не упрощение, а скорее эволюцию. Если в оригинале у нас было 6 направлений удара, то теперь 4 для мечей и 3 для дробящего оружия. Но не стоит думать, что бои стали легче! Наоборот, учитывая, что раньше и не нужно было задействовать все направления, поединки во второй части такие же хардкорные. Выносливость все еще критична, но интерфейс стал дружелюбнее.
Куда приятнее, чем уменьшение направлений атаки, - увеличенное окно для блока. И да, блок теперь на правой кнопке мыши, что для меня оказалось гораздо удобнее.
Для любителей сложных приемов есть комбо, которые можно выучить у тренеров за деньги, но без них вполне можно обойтись. Они скорее для красоты, ведь анимации в клинче и со щитом выглядят круто. Система все еще предпочитает дуэли один на один, а вот против толпы шансы падают. Тут на помощь может прийти верный пес Орзех, сбивающий врагов с ног, или старый добрый конь. Но верхом теперь легко вылететь из седла.
Уровня сложности как такового нет, но с прокачкой персонажа сюжетные бои становятся проще. Зато в открытом мире все еще можно нарваться на противника, который заставит попотеть.
Меня арбалет так зацепил, что я решила стать снайпером
В продолжении игры куча нового оружия, но арбалет – просто топ. Захватывать лагеря врагов по-тихому с ним – как со снайперкой, только бесшумной. Лучше лука в разы, и целиться проще. Главное, чтобы враг не заметил, пока тетиву натягиваешь. Лагеря зачищать с ним – одно удовольствие, особенно в связке с кинжалом или просто оглушением. А вот петринал – средневековое ружье – вообще не зашло. Громкий, долго перезаряжается, считай, одноразовый. Видимо, добавили для сюжета. Древковое оружие тоже не особо хорошее, но зато лестницы отодвигать при обороне крепостей прикольно.
Этот Генри вечно что-то тащит!
ИИ врагов так себе, только бронированные парируют все удары. Бандиты видят только то, что прямо перед ними, слух не используют, по сторонам не смотрят. Но, думаю, специально так сделали, чтобы не переборщить, ведь это не стелс-игра. Драться с несколькими сразу – сложно. Система сохранений та же – зелье в инвентаре. Не то чтобы неудобно, но быстро сохраняться каждые пять секунд не получится.
Зато видно, что над ИИ мирных жителей постарались. NPC очень следят за своим имуществом и подозрительными действиями. Могут забеспокоиться, если видят, как крадешься, а если взлом заметили – бегут к сундуку проверять, не пропало ли чего. Не досчитались – бегут к страже. И это не помогает – могут узнать и через несколько часов, и даже обвинить, не будучи свидетелями.
Система настолько строгая, что можно влететь, просто съев ложку из чужой кастрюли или переночевав в чужом сарае. Но патч первого дня вроде как смягчил ее, и иногда можно воспользоваться гостеприимством людей, которым только что помог. Но все равно стоит быть осторожным. Тем более что система наказаний стала строже, и Генри могут повесить или сжечь за кражу, что отключает его как торговца. Крутая механика, пока не раскачаешь риторику и не сможешь отмазаться от любого охранника.
Оптимизация
Как там Kingdom Come: Deliverance 2 после первой части с её багами? Гораздо лучше! На моей RTX 3070 на высоких настройках без DLSS стабильно 60 FPS, разве что один раз при защите замка просело до 10-15. Видимо, это был какой-то глюк, потому что больше не повторялось. Даже на рынке в Куттенберге кадры держались стабильно.
Патч первого дня за пару недель до релиза должен был исправить всё, но у меня появились микрофризы в Куттенберге. Изображение замирает на долю секунды, хотя FPS это не показывает. Раньше такого не было, так что, надеюсь, поправят.
В остальном всё отлично. За 80 часов было пару графических багов, случайных символов в диалогах и дождь в помещении, но это мелочи. Игра ни разу не вылетела, и с квестами проблем не было.
Эта игра пробудила во мне ностальгию
После глубокого погружения в Kingdom Come: Deliverance 2, я испытываю легкую грусть из-за того, что путешествие подошло к концу. Хотелось бы стереть память и пережить все заново, несмотря на ажиотаж вокруг релиза. Возможно, в следующий раз я быстрее пройду основной сюжет, оставив дополнительные задания, чтобы усложнить задачу Генри и себе. Теперь же мне остается только исследовать карту в поисках секретов (игра продолжится и после финала) и ждать дополнений.
Kingdom Come: Deliverance 2, вероятно, не станет хитом для каждого, но я считаю, что тем, кого оттолкнула первая часть, стоит дать сиквелу шанс. Это масштабное, впечатляющее и богатое приключение, которое выделяется на фоне других игр.
В 2018 году я считала Kingdom Come: Deliverance претендентом на игру года, несмотря на проблемы. Во второй части видна только душа, а ошибки ушли в прошлое. Это не просто игра – это машина времени, переносящая нас в Средневековье, полное незабываемых приключений.
Плюсы и минусы игры
Плюсы:
- Крутой сюжет с кучей запоминающихся моментов и персонажей, и концовка не разочаровывает.
- Реализм превыше всего, никакой показухи.
- Квесты удивляют, такого в других играх не увидишь, плюс моральные выборы.
- Побочные задания – это целые истории, очень захватывающие и долгие.
- Полная свобода действий: хочешь в открытую сражайся, хочешь по стелсу ночью, а хочешь – убеждай словами.
- Осады крепостей вообще огонь, механика новая и интересная.
- Боевка стала лучше, арбалет – отличное дополнение к оружию.
- Мир живой, NPC занимаются своими делами, и ИИ реагирует на тебя как надо.
- Крутой саундтрек.
- Внимание к мелочам и прикольные пасхалки радуют.
- Контента море, но игра не кажется огромной и не надоедает.
- Графика заметно улучшилась, оптимизация на уровне, багов почти нет.
Минусы:
- Диалоги больше для отыгрыша роли, на сюжет почти не влияют, хотя кажется, что ты можешь что-то изменить.
- Если качать определенные навыки, игра становится слишком легкой.