Рэф Костер, известный представитель MMO-жанра и создатель Ultima Online, выразил мнение о том, что успех World of Warcraft оказал отрицательное влияние на разнообразие в этом жанре. В интервью он указал на то, что MMO находятся в stagnation, и нововведения фактически отсутствуют.
Он полагает, что причина кроется в определяющем влиянии World of Warcraft, который установил стандарт, по-прежнему преобладающий в современной игровой среде.
«Ранее MMO предлагали значительно больше возможностей для игры, а сейчас наблюдаются лишь ответвления жанра, стремящиеся удовлетворить спрос на жанровые элементы и функции, которые были характерны для классических MMO и постепенно исчезли», — пояснил он.
Он также напомнил о таких классических MMO, как Ultima Online, EVE Online и EverQuest, которые обеспечивали более открытые миры с социальными элементами и гибкой экономикой, акцентируя внимание на взаимодействии игроков. В настоящее время же преобладают «темпарки» — структурированные MMO вроде World of Warcraft и других.
Несмотря на существование песочниц, таких как Ultima Online, новые проекты типа Playable Worlds с sci-fi MMO Stars Reach стремятся современно интерпретировать идеи песочниц, оживляя жанр.