Польская студия Critical Hit Games выпустила Nobody Wants to Die в сотрудничестве с коллегами из Plaion. И она у них получилась — зрелая игра с эстетикой футуристического нуара, в которой сеттинг, арт-дирекция и саундтрек заставляют нас почувствовать себя героями детективного фильма-нуара.
Манхэттен будущего
Nobody Wants to Die начинается очень сильно, помещая нас в тело мужчины, наслаждающегося фильмом со своей партнершей в старом автомобиле перед экраном "кинотеатра на колесах". Мы не знаем, кто мы и что мы там делаем. В то время как на большом экране идут черно-белые диалоги актеров, девушка Рейчел, кажется, решительно настроена не дать вам насладиться фильмом. Кажется, что все в машине продумано до миллиметра, а эстетика навевает мысли о лучших временах, когда арт-деко и вкус к роскоши задавали стандарты дизайна. Пока мы возимся с окружающими предметами, фильм подходит к концу и все меняется. Настает момент, когда нам придется встретиться с новым миром, который окружает нас после первого нападения на главного героя, Джеймса Карры.
Так начинается игра Nobody Wants to Die. Некоторые дополнения к короткому описанию старта игры специально не раскрыты, чтобы вы могли открыть их для себя сами. Окунитесь в современное графическое приключение, которое перенесет нас на Манхэттен будущего, а именно в 2 329 год. Оно не теряет при этом того оттенка ретрофутуризма и нуарной эстетики, который, в конечном счете, больше всего и привлекает внимание. Голоса главных героев на английском языке с субтитрами, локализованными на несколько языков, саундтрек от мастера Миколая Строински и безупречная визуальная работа придают особый колорит игре, выводящей нас из зоны комфорта видеоигр.
Боитесь ли вы смерти?
Nobody Wants to Die - это кислотное, циничное и антиутопическое общество, в котором люди победили смерть. Открытие ихорита, вещества, которое окружает мозг и способно регистрировать сознание человека, означает, что люди не умирают окончательно. Все благодаря возможности переноса ихорита в новое тело в случае старения, несчастного случая или естественной смерти. В этом "идеальном" состоянии бессмертия один из самых богатых и влиятельных людей Манхэттена оказывается мертвым и с расплавленным ихоритом, что означает постоянную смерть за пределами возможностей CTC — Центра переноса сознания. Нам, как сотрудникам полиции со всеми имеющимися в нашем распоряжении инструментами, предстоит расследовать, что произошло и кто за этим стоит.
Использование ихорита и его возможности служат для создания целого дискурса, который побуждает игрока к построению собственных дебатов о бессмертии, его масштабах и о том, что он действительно думает о смерти. С помощью диалогов, мыслей, ответов, действий и бездействия мы создаем собственное приключение, узнавая больше о себе, своих ценностях и морали. Боитесь ли вы смерти? Верите ли вы в загробную жизнь? Согласитесь ли вы на перенос сознания? Что остается от человека после смены тела? Перенесенное сознание - это личность или просто ее копия? Существует ли душа? По мере того как мы продвигаемся вперед и определяем свой путь в теле Джеймса Карры, игра подстраивается под наши шаги, создавая индивидуальный опыт. Что-то похожее на то, чем мы наслаждались в Until Dawn, хотя с другой точки зрения жанра и сеттинга.
Приключенческая игра будущего?
Nobody Wants to Die очень искренна и не пытается никого обмануть своим выдающимся сеттингом и визуальной составляющей. Это короткая приключенческая игра, рассчитанная на 3-4 часа, с горсткой этапов, несколькими механиками и полным, абсолютным отсутствием экшена. Здесь нет ни стрельбы, ни вождения, ни бесконечных путешествий по Манхэттену будущего, ни переодеваний, ни покупок предметов, ни погонь по улицам... Опыт, который нам предлагают разработчики - это прямолинейное приключение, как удар в челюсть или долгий стакан бурбона. Да, камера работает от первого лица, и мы можем свободно перемещаться по ограниченным локациям, есть инструменты и предметы, позволяющие исследовать места преступлений, и множество трупов. Однако помимо всего этого польская студия предлагает приключенческую игру с современным подходом и желанием изменить правила жанра, но, тем не менее, приключенческую игру.
Именно благодаря такому ограничению действий и сценариев Nobody Wants to Die способна предложить медленный, глубокий и полный возможностей геймплей. Комната с повешенным телом становится местом, полным улик, следов и подсказок. Используя перчатку реконструктора, мы можем путешествовать по отголоскам, оставленным ихоритами участвующих лиц, и, подобно машине времени, перемещаться назад и вперед, восстанавливая различные места преступлений. В каждый момент реконструкции мы можем использовать камеру, ультрафиолетовую лампу, рентгеновский аппарат и сканер реконструктора, чтобы идентифицировать ворон, пройти по следам пуль, проследить линии и, в общем, узнать, что произошло. Получив улики, мы должны перенести их на нашу следственную доску и наложить с помощью нашего напарника и связного полиции Сары.
Научно-фантастический нуар
Хотя бессмертие - не новый жанр в научной фантастике, и аллюзии на произведения Ричарда Моргана, Филипа К. Дика и Роджера Желязны, среди прочих, - в порядке вещей, "Никто не хочет умирать" умудряется написать глубокий, взрослый и очень зрелый сюжет. Повествование будет держать вас приклеенным к креслу все те несколько часов, что оно длится. То, как Ихорит формирует общество в целом, преобразуя его в соответствии с новыми ситуациями, возникающими в мире, где богатые и могущественные продолжают существовать веками, противопоставляется тому, как они используют бессмертие для подавления обездоленных в обмен на обещание вечной жизни.
Вся нуарная эстетика, все использование и злоупотребление ар-деко имеют свое оправдание в мире, где веками копились деньги, где вкусы "стариков" с годами становятся все более запутанными и где "за последние два столетия не было построено ни одного здания".
Nobody Wants to Die - это далеко не современный, цифровой мир, а темный, механический, пахнущий кожей, латунью и полировкой. Общество высокого и низкого статуса, где перенаселение, кислотные дожди и ежедневное загрязнение создают мрачное целое, которое идеально вписывается в то, о чем хочет рассказать Critical Hit.
Именно благодаря такому вниманию к деталям, созданию идеальных рамок, в которые вписано произведение, история раскрывается на каждом уровне. Мы наблюдаем на экране, как события, происшествия и диалоги соединяются вместе, создавая очень кинематографический опыт. В нем каждая минута сюжета умудряется породить что-то новое, что меняет наше представление об игре. Critical Hit делает все это с размахом, придавая своей работе уникальную индивидуальность, и в то же время бешеный темп повествования, когда мы переходим от одного расследования к другому.
Настоящая оперная прима
Возможно, это игра не для всех, ее спокойный геймплей может оставить позади тех, кто ищет нуар-шутер, а ее длина может разочаровать любителей длинных игр, но именно это, ее механика и длина, являются одними из самых сильных сторон опыта, который невозможно не рекомендовать.